Разноплановая фигура Одина занимает одно из главных мест в скандинавской мифологии. Ряд исследователей утверждает, что так либо по другому бог Один участвует не только лишь в каждом эпохальном происшествии, да и в большинстве маленьких бытовых эпизодов эпоса старых викингов: Один подстраивает действия, является их участником или же оказывает прямую либо косвенную помощь героям, а часто чинит им препоны.

Образ Одина ярок и колоритен. Древнейшие наделили его чертами старца, но это не присваивает ему немощности и убогости, а напротив – подчеркивает его мудрость. О мудрости Одина, что именуется, слагали легенды. Даже соответствующей наружной чертой собственной – одноглазостью – он должен желанию получить потаенные познания: добровольно пожертвовав левым глазом, скандинавский бог Один сумел выпить из магического источника познаний Мимира. Более выразительная черта – широкополая остроконечная шапка либо капюшон, полузатеняющий лицо, придающий загадочность всему лику. Одина сопровождают сакральные спутники: два ворона-разведчика, два пса-охранника и верный семиногий жеребец Слейпнир.

Но же Один, при всем собственном виде жреца, является покровителем вояки. Интересно, что этой функцией он был наделен относительно поздно, а вначале воинов-викингов единолично возглавлял Тор. Но с ростом популярности Одина росло и количество его почитателей, желающих созидать мудрейшего бога своим покровителем.
Древнейшие вояки верили, что бог Один лично смотрит за всяким схваткой и лично препровождает геройски павших в Валгаллу – особенное место в скандинавском рае, где храбрецы вечно пируют с богами и праотцами. Вобщем, это верование не является уникальным, имея параллели в почти всех других языческих религиях мира тех воинственных времен. К примеру, на Руси этой функцией был наделен Перун, и Перуница помогала ему собирать души павших воинов для отправки в Ирий.

Бог Один имел и орудие – заговоренное копье Гунгнир, способное разить неприятеля без промаха. Но, невзирая на почтенное звание покровителя войск, наличие собственного артефактного орудия и магического белого жеребца, Один не воспринимает роли в схватках, не ведет войска за собой. Он выступает как вдохновитель, хранитель военной фортуны, проводник погибших душ. Но всегда сначала блюдет свои интересы: в эпосе скандинавов есть много примеров тому, как Один не выручает героя, а ведет на верную погибель. Разъясняется это просто – в ожидании денька Рагнарек, когда богам и героям придется схлестнуться в гневной схватке с ожесточенными гигантами, мудрейший Один собирает под своё крыло наилучших из наилучших, чтоб они вошли в его небесное войско. Это верование отлично согласуется с философией воинов-викингов тех пор о том, что воинская фортуна непостоянна, что погибель – не катастрофа, а один из шагов Пути, ведущий к последующей жизни.

Помогает Одину управляться с обязательствами Фригг, его супруга. Судя по старым легендам, семья у Одина большая: не считая Фригг у него есть и другие, младшие, супруги и бессчетные детки.

Один, бог мифологии старых скандинавов, имеет не только лишь огромное количество имен, под которыми был известен другим европейским культурам собственного времени, да и много «братьев-близнецов» в культах многих других народов. Германцы звали его Воданом либо Вотаном. В мифологии старых славян конкретного двойника у Одина нет, но провести параллели можно меж ним и Велесом, Сварогом, Перуном. А ряд исследователей находит некое сходство меж ним и индийским Шиввой.