Сказка Солдат и смерть: краткое содержание
Многим из нас знакомы такие сказки, как «Колобок», «Кот и лиса», «Зимовье животных», «Репка», «Морозко», «Василиса Красивая» и другие. Но не достаточно кто знает о том, что их создатель – люд. Сделаны они были несколько веков вспять. В течение многих лет передаются они из поколения в поколение, не теряя всей актуальности. Совершенно не похожа на классические российские сказки народная легенда «Боец и погибель». Короткое содержание ее приведено в данной статье. Что в ней необыкновенного? Какие герои представлены в ней? Какова мораль произведения? Обо всем этом можно выяснить тут.
Герои народных сказок
С юношества нам знакомы предания и легенды, в каких главными персонажами являются животные, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, российские богатыри, царствуй и принцы, Иванушка-дурачок и другие. В каждом произведении сплелись правда и вымысел, проявилась богатая народная фантазия, неистощимая на выдумки. Практически в каждом таком сказании – схватка добра со злом, в какой добро постоянно одерживает победу. Но для того чтоб это свершилось, сказочные персонажи должны владеть определенными свойствами. И тут не только лишь физическая сила, смелость, воля и узкий разум имеют значение. Для того чтоб одолеть зло, иногда нужны хитрость, находчивость и изворотливость. Конкретно этими свойствами обладает главный герой предания «Боец и погибель». При помощи этих свойств ему удается одурачить саму погибель. Стоит сказать о том, что боец – это один из самых возлюбленных персонажей народных сказок. Обычно, в российских сказаниях он стает сильным, отважным, смекалистым.
Конец солдатской службы
Жил-был боец. Нес он исправно свою службу королю. Но подошел ей срок. И стал проситься боец у короля на родину – с родными повидаться. Не желал отпускать его сударь, да уж делать нечего – пришлось вознаградить и дать свободную. Молвят ему его товарищи: «Неуж-то ты нам не поднесешь на прощание? Ведь, как знать, может, уже и не свидимся?» На радостях, что скоро будет дома, угостил боец сослуживцев в кабаке, да все средства и спустил. Всего только 5 пятаков у него и осталось. Но не стал унывать старенькый вояка. Не хлопотал он о богатстве. Хотелось ему поскорее узреть собственных родных и обнять их. О щедрости российской души гласит притча «Боец и погибель». Еще не раз это золотое качество проявит наш герой в рассказе.
Магическая котомка
Длительно ли кратко ли шел боец и решил зайти в кабачок – испить и закусить. Глядит – старуха стоит и милостыню просит. Сжалился наш герой и подал ей пятак. Потом он испил, закусил на грош и пошел далее. Только снова встречается ему та же старуха и просит милостыню. Опешил боец и опять бросил ей пятак. Спустя некое время лицезреет служивый снова все ту же нищенку. Сжалось его сердечко, и вновь он одарил ее пятаком. Прошел боец с милю. И в 4-ый раз встречается ему старуха. Исключительно в сей раз не выдержал служивый, замахнулся на нее — желал стукнуть. А нищенка бросила к его ногам котомку и скрылась. Вдруг откуда ни возьмись, выросли перед бойцом два хороших молодца и спрашивают о том, чего вожделеет его душа. Смекнул наш герой, что котомка не обычная, а магическая. Пожелал он для себя пищи, питья, трубку с табаком и кровать, чтоб выспаться. Справив все свои потребности, служивый спросил молодцев о том, длительно ли ему еще так лежать. На это слуги ответили, что столько, сколько он пожелает. Повелел тогда вояка им убрать все и самим убираться в котомку. Молодцы все выполнили, как и было наказано. О опытном российском бойце повествует притча «Боец и погибель». Создатель ее – люд. Он отразил в нравах персонажей ее все те духовные свойства, которые присущи обычному русскому человеку. Это и смелость, и удаль, и щедрость, а иногда — лень и нетерпеливость.
Боец в гостях у барина
Скоро приводит дорога служивого в одну усадьбу, в какой живет обеспеченный дворянин. Исключительно в доме собственном этот барин не ночует, потому что в нем водятся черти. Местные обитатели предупредили бойца о том, что богач зол, хитер и скупен, что он вышлет собственного гостя чертям на обед. Только наш герой был не из пугливых. Он явился к барину и попросился к нему на ночлег. А в заслугу за это боец накормил и напоил дворянина, вызвав молодцев из котомки и приказав им накрыть обеспеченный стол. Барин не удержался и украл со стола золотую ложку. Боец, обыскав его и забрав прибор, «намял бока» жадному владельцу. Дальше будет поведано о том, в какие еще перипетии попадают тут герои. «Боец и погибель» — это притча о большой смелости обычного служаки. В последующей главе мы это увидим.
Ночь в барском замке
Обиженный барин со злобы закрыл все двери в замке, чтоб служивый не мог убежать, и оставил его на ночлег. Но наш герой и тут не ужаснулся. Он закрыл на засовы все окна и двери других комнат и стал дожидаться ночи. Скоро послышался у двери писк. А позже весь дом заполнился страшными кликами. Несметные полчища нечистой силы ломились в дверь к бойцу. «Открой, открой», — орали ему бесы. Задумывался служивый, что уже пропал. Но увидел он в углу мешок с гирями. Взял он его и открыл дверь. Все черти в мешок и запрыгнули. Перекрестил его боец и давай бесов гирями отхаживать. А позже развязал мешок и вытряхнул из него всех чертей. Глядит наш вояка, а бесы-то все изуродованы — лежат и встать не могут. Рявкнул он на их. Разбежались черти — кто куда. Так наш герой одолел нечистую силу. Об удальстве и мужестве российского бойца говорится в этой части сказки «Боец и погибель». Короткое содержание ее может передать всю полноту духовных свойств головного героя.
Встреча со Гибелью
Пошел служивый далее. Встречается ему на пути худенькая ужасная старуха, косой подпирается. Это была сама Погибель. Желал боец обойти ее. Да только она заградила ему дорогу, не дав пройти. Обратился наш герой к ней с вопросом о том, что ей необходимо от него. Ответила ему Погибель, что она послана Господом Богом для того, чтоб взять его душу. Свалился боец перед старухой с косой на колени и взмолился о том, чтоб она отдала ему незначительно времени, чтоб с родными увидеться. Но Погибель была непоколебима, не отпустила она ему и излишних 3-х минуток. Взмахнула она собственной косой и уморила служивого. Так произошла встреча основных героев сказки «Боец и погибель». Короткое содержание ее позволяет передать смысл ее для развития грядущего сюжета.
На том свете
Так боец очутился на небесах. Сначала он попал в ад. Но черти, которых он «отметелил» в барском доме, не посмели тащить смельчака в огнь. Прибежали они со ужасом к сатане и поведали о том, как он лупил их в доме барина. Бес, услышав это, и сам струхнул. Ринулся он в огнь со своими бесенятами. Походил по пустому аду служивый, ну и стало ему скучновато. Пошел он в рай. Да только туда его не пустили. Произнесли, что недостоин. Пришел наш герой к Богу с вопросом, что ему делать. Тогда отдал приказ Господь бойцу взять ружье у Михаила-архангела и охранять двери в райскую обитель. Так служивый и сделал. Это дело было ему по нраву. Тут легенда «Боец и погибель» повествует о том, как герой несет свою службу на небесах.
На часах у райских дверей
Стоит боец, исполняет приказание Господа. Приходит к райским дверям Погибель и просит служивого пропустить ее к Богу за еще одним заданием. Только не пустил ее служивый. Сам вызвался сходить за нее к Господу и спросить, каких людей морить в этом году. Бог отдал приказ отправлять на тот свет поначалу самых старенькых. Но смекнул боец, что его отец и мама тогда умрут. И произнес он Погибели, что Господь повелел ей целый год дубы грызть. Как срок подойдет, так пусть вновь приходит за новым наказом. Прошло время, а Погибель снова здесь как здесь – спрашивает, кого сейчас ей морить. И тут схитрил боец. Не произнес он ей, что Господь повелел самых матерых на тот свет отправлять, а повелел самые толстые дубы грызть. Так еще год прошел. В 3-ий раз приходит «костистая» с косой к Господу, чтоб спросить, кого на это раз изводить ей. А служивый наказывает Погибели гробить юные дубы заместо самых юных людей. О российской находчивости и хитрости повествует тут рассказ «Боец и погибель».
Раскрытие обмана
В 4-ый раз приходит Погибель к Господу за еще одним наказом. Тут уже боец ее пропустил к Богу. Увидел Создатель, что старуха с косой очень плохо смотрится: худенькая страшно, вид у нее замученный. Спрашивает он у нее, почему она таковой стала. На что Погибель отвечала: «Так ты же сам меня, Господь, посылал три года попорядку дубы грызть. Худа я, все зубы поломала. С чего мне хорошей-то быть?» Как вызнал Бог, что накалывал служивый его верную подопечную, повелел ангелам тотчас отыскать его и привести к для себя. В наказание за эту хитрость отдал приказ Господь нашему герою откормить Погибель на белоснежном свете. Так герои предания «Боец и погибель» опять очутились в нашем мире.
Опять на белоснежном свете
Очутился служака на том самом месте, где Погибель его взяла. Посадил он ее в собственный мешок и пошел далее по свету. Накидал он туда же камешков да палок и зашагал по-солдатски размашистым шагом. Погибели в мешке плохо, косточки у нее стонут. А боец о том не хлопочет. На все ее просьбы идти потише он отвечает грубостью. Длительно ли кратко ли, приходит наш герой в кабак к целовальнику. Бросил он собственный мешок на стойку и спросил для себя выпивки. Только средств у служивого не было. Взамен платы обещал он владельцу бросить свою ношу и возвратиться через три денька с монетами. Согласился на это целовальник, бросил мешок бойца под стойку и налил ему рюмочку. Дальше легенда о бойце повествует о последующих странствиях старенького служаки.
Встреча с родными
Пошел боец далее. Вот в конце концов дошел он до родного дома. Как обрадовался отец, когда его увидел. И все родные стали служивого обымать и целовать. Желал зайти наш герой на три денька домой, ну и прожил там целый год. И только тогда он вспомнил о том, что оставил собственный мешок в кабаке у целовальника. И хоть не хотелось ему покидать родной дом, делать нечего – необходимо делать наказ Господа.
Погибель и табакерка
Пришел боец снова в кабак и стал спрашивать про собственный мешок. А он здесь как здесь – под стойкой лежит. Развязал его служивый, чтобы выяснить, живая ли еще Погибель в нем. А «невольница» насилу дождалась служивого, чуть ли не задохнулась в душноватом мешке. Решил боец табачку понюхать. Открыл он табакерку и давай чихать. А Погибели тоже захотелось такого же. Попросила она табачку у нашего героя. А он ей и гласит: «Что для тебя щепотка-то? Полезай вся в табакерку и нюхай, сколько захочется». Так Погибель и сделала. Залезла она в табакерку и давай чихать. А боец закрыл ее, ну и носил так целый год. А когда он открыл табакерку, Погибель еле отдышалась – так тяжело ей было. Не пощадила старуха с косой старенького служаку. Решил и он ее не жалеть, всячески глумясь над нею. Еще много издевательств пришлось перетерпеть от него «костистой». Об этом дальше повествует легенда «Боец и погибель».
Как боец Погибель похоронил
В конце концов решил служака исполнить наказ Господа – откормить старуху с косой. Привел он ее домой, посадил за стол, поставил перед ней пищу. Погибель начала есть за семерых. Все смела со стола. Рассердился на это боец. Схватил он ее, посадил снова в мешок и понес на кладбище – в могилу зарывать. Так и похоронил «костистую» тут боец. Три года прошло, и Господь вспомнил о том, что отпустил служаку с наказом. А тот в срок и не является. И Погибели больше нет. Приказывает Бог ангелам отыскать и ту, и другого. Прогуливались святые духи по белу свету, но Погибели не отыскали. Тогда явились они к бойцу и стали его спрашивать, куда он ее дел. Пошел наш герой на кладбище и откопал старуху с косой. Чуть живая была Погибель. Взяли ее ангелы и отнесли к Господу. Когда Бог спросил «костистую» о том, почему она такая худенькая и замученная, она ответила, что служивый чуть не уморил ее. Тогда произнес ей Господь: «Что ж, видно, не будет для тебя проку от старенького бойца. Иди питайся сама». И пошла вновь Погибель со собственной косой по миру. Да только собственного истязателя не посмела она уже трогать. Весь спектр устного народного творчества в этой легенде способен передать даже ее лаконичный пересказ. «Боец и погибель» — это произведение о наилучших качествах нашего государственного нрава. В несколько внезапном свете тут стают пред нами герои библейских сказаний: Господь, бесы, Погибель, ангелы. Но мораль сказки остается все той же: добро и смелость всегда одолевают зло.
Мы поведали о легенде «Боец и погибель». Короткое содержание произведения приведено в этой статье. В этой притче обычный люд попробовал высмеять то, чего опасается – погибель. Люди веруют, что смелость, удаль, отвага способны одолеть хоть какое зло.