Смысл жизни человека. В чем смысл жизни человека? Проблема смысла жизни человека
В чем смысл жизни человека? Многие люди во все времена думали над этим вопросом. Для кого-либо неувязка смысла жизни человека вообщем не существует как такая, кто-то лицезреет суть бытия в деньгах, кто-то – в детях, кто-то – в работе и т.д. Естественно, что над этим вопросом разламывали головы и величавые мира этого: писатели, философы, психологи. Они посвящали этому годы, писали трактаты, изучали труды собственных предшественников и пр. Что они гласили по этому поводу? В чем лицезрели смысл жизни и назначение человека? Давайте ознакомимся с некими точками зрения, может быть, это поспособствует формированию собственного видения препядствия.
О вопросе в целом
Итак, в чем смысл жизни человека? И восточные мудрецы, и философы полностью различных времен пробовали отыскать единственный верный ответ на этот поставленный вопрос, но напрасно. Каждый думающий человек тоже может столкнуться с этой неувязкой, и если уж мы не способны отыскать верное решение, то попытаемся хотя бы порассуждать и малость разобраться в теме. Как очень приблизиться к ответу на вопрос о том, какой смысл в жизни человека? Для этого нужно найти себе предназначение, цель собственного существования. Зависимо от того, чего охото достигнуть на определенном отрезке актуального пути, будет изменяться и смысл жизни человека. Это просто осознать на примере. Если вы в 20 лет твердо себе решили заработать много средств, другими словами поставили такую задачку впереди себя, то с каждой успешной сделкой чувство того, что бытие заполнено смыслом, будет только расти. Но спустя 15-20 лет вы поймете, что трудились в поте лица во вред личной жизни, здоровью и т.д. Именно тогда все эти годы могут показаться если и не глупо прожитыми, то имеющими смысл только отчасти. Какой в этом случае можно прийти к выводу? Что жизнь человека обязана иметь цель (в этом случае – смысл), пусть и переходящую.
Можно ли жить без смысла?
Если человек лишен смысла в жизни, это означает, что у него нет внутренней мотивации, а это делает его слабеньким. Отсутствие цели не позволяет взять свою судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т.д. Человек без смысла жизни просто управляем, потому что у него нет собственного представления, амбиций, актуальных критериев. В таких случаях свои желания подменяются чужими, в итоге чего мучается особенность, не появляются сокрытые таланты и возможности. Психологи молвят, что если человек не желает либо не может отыскать собственный путь, назначение, цель, то это приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, наркомании, суицидам. Потому каждый человек должен находить смысл собственной жизни, пусть даже неосознанно, к чему-то стремиться, чего-то ожидать и т.д.
Что понимается под смыслом жизни в философии?
Философия о смысле жизни человека может поведать нам очень почти все, так, этот вопрос всегда стоял на первом месте для этой науки и ее почитателей и последователей. Философы тысячелетиями делали какие-то эталоны, к которым было надо стремиться, какие-то закономерности существования, в каких и крылся ответ на нескончаемый вопрос.
1. Если , к примеру, гласить об древней философии, то Эпикур цель бытия лицезрел в получении наслаждения, Аристотель – в достижении счастья методом зания мира и мышления, Диоген – в стремлении к внутреннему покою, в отрицании семьи и искусства.
2. На вопрос о том, в чем смысл жизни человека, философия Средневековья давала таковой ответ: следует почитать протцов, принимать религиозные мнения времени, передавать все это потомству.
3. Представители философии 19-20 веков тоже имели собственный взор на делему. Иррационалисты лицезрели суть бытия в неизменной борьбе со гибелью, страданиями; экзистенциалисты считали, что смысл жизни человека находится в зависимости от него самого; позитивисты же совсем считали эту делему глупой, потому что она выражена лингвистически.
Истолкование исходя из убеждений религии
Любая историческая эра ставит перед обществом задачки и задачи, решение которых самым что ни на есть конкретным образом оказывает влияние на то, как личность соображает свое назначение. Потому что изменяются условия жизни, культурные, социальные запросы, естественно, что изменяются и взоры человека на все вопросы. Но людей никогда не покидало желание отыскать тот единственный, так сказать, универсальный смысл жизни, который подходил бы для хоть какого слоя общества, для каждого отрезка времени. Это самое желание отражается и во всех религиях, посреди которых особо необходимо отметить христианство. Неувязка смысла жизни человека рассматривается христианством неотделимо от учения о творении мира, о Боге, о грехопадении, о жертве Иисуса, о спасении души. Другими словами все эти вопросы видятся на одной плоскости, соответственно, суть бытия представляется вне самой жизни.
Мысль «духовной элиты»
Смысл жизни человека философия, поточнее – некие ее последователи, рассматривала еще с одной увлекательной точки зрения. В определенное время получили обширное распространение такие представления о данной дилемме, которые культивировали идеи «духовной элиты», призванной уберечь все население земли от вырождения методом приобщения его к культурным и духовным ценностям. Так, к примеру, Ницше считал, что сущность жизни заключается в том, чтоб повсевременно рождались гении, профессиональные личности, которые бы возвышали обычной люд до собственного уровня, лишали его чувства сиротства. Эту же точку зрения делил и К. Ясперс. Он был уверен, что представители духовной знати должны быть мерилом, прототипом для всех других людей.
Что гласит по этому поводу гедонизм?
Основоположники этого учения – древнегреческие философы – Эпикур и Аристипп. Последний утверждал, что как телесное, так и духовное наслаждение – благо для индивида, которое должно положительно оцениваться, соответственно, неудовольствие – плохо. И тем желательнее будет наслаждение, чем оно посильнее. Учение Эпикура по данному вопросу стало нарицательным. Он гласил, что все живое тянется к наслаждению, к этому же стремится и хоть какой человек. Но он получает не только лишь чувственное, телесное удовольствие, да и духовное.
Теория утилитаризма
Данная разновидность гедонизма разрабатывалась в главном философами Бентамом и Миллем. 1-ый, как и Эпикур, был уверен, что смысл жизни и счастье человека — только в получении наслаждения и стремлении к нему и в избегании мучений и страданий. Он также считал, что аспект полезности может математически вычислить определенный вид удовольствия либо неудовольствия. А составив их баланс, мы можем узнать, какой поступок будет нехорошим, какой – неплохим. Милль, который отдал заглавие течению, писал, что если какое-либо действие содействует счастью, то оно автоматом становится положительным. А чтоб его не обвинили в эгоизме, философ гласил, что принципиально не только лишь счастье самого человека, да и его окружающих.
Возражения в адресок гедонизма
Да, таковые были, и много. Сущность возражений сводится к тому, что гедонисты и утилитаристы лицезреют смысл жизни человека в стремлении к наслаждению. Но как указывает актуальный опыт, человек, совершая поступок, далековато не всегда задумывается, к чему это приведет: к счастью либо огорчению. Более того, люди сознательно делают такие вещи, которые заранее связаны с томным трудом, мучением, гибелью, для того, чтоб достигнуть тех целей, которые далеки от личной полезности. Любая личность уникальна. То, что для 1-го есть счастье, для другого – мучение.
Глубоко критиковал гедонизм Кант. Он гласил, что счастье, о котором высказываются гедонисты, — очень условное понятие. Каждому оно представляется по-разному. Смысл и ценность жизни человека, по воззрению Канта, заключаются в стремлении каждого выработать внутри себя добрую волю. Только так можно достигнуть совершенства, исполнить моральный долг. Имея волю, личность будет стремиться к тем поступкам, которые и отвечают за ее назначение.
Смысл жизни человека в литературе Толстого Л.Н.
Величавый писатель не только лишь размышлял, но даже страдал над этим вопросом. В конце концов, Толстой сделал вывод, что цель жизни заключается исключительно в самосовершенствовании личности. Также он был уверен, что смысл существования 1-го индивидума нельзя находить раздельно от других, от общества в целом. Толстой гласил, что для того чтоб жить честно, нужно повсевременно биться, рваться, путаться, ведь спокойствие – это подлость. Вот поэтому негативная часть души отыскивает умиротворения, но она не осознает, что достижение хотимого связано с потерей всего, что неплохого и хорошего есть в человеке.
Смысл жизни человека в философии трактовали по-разному, это происходило зависимо от многих обстоятельств, течений определенного времени. Если рассматривать учения такового величавого писателя и философа, как Толстой, то там сказано последующее. Перед тем как решать вопрос о цели существования, нужно разобраться, что такое жизнь. Он перебирал все известные тогда определения жизни, но они не удовлетворили его, потому что сводили все только к био существованию. Но жизнь человека, по словам Толстого, невозможна без нравственных, моральных качеств. Таким макаром, моралист переносит суть жизни в нравственную сферу. После Толстой обращался и к социологии, и к религии в надежде отыскать тот единый смысл, который предназначен каждому, но все было напрасно.
Что говорится по этому поводу в российскей и забугорной литературе?
В данной сфере количество подходов к этой дилемме и воззрений никак не меньше, чем в философии. Хотя многие писатели выступали и в качестве философов, рассуждали о нескончаемом.
Итак, одной из самых старенькых является концепция Экклезиаста. В ней говорится о суетности и ничтожности людского бытия. По воззрению Экклезиаста, жизнь – это вздор, абракадабра, ересь. А такие составляющие бытия, как труд, власть, любовь, достояние, не имеют никакого смысла. Это то же самое, что гоняться за ветром. В общем, он считал, что никакого смысла у людской жизни нет.
Русский философ Кудрявцев в собственной монографии выдвинул идею, что любая личность без помощи других заполняет бытие смыслом. Он настаивает лишь на том, чтоб все лицезрели цель только в «высочайшем», а не в «низком» (деньгах, наслаждении и т.д.)
Российский мыслитель Достоевский, который повсевременно «разгадывал» потаенны людской души, считал, что смысл жизни человека — в его нравственности.
Смысл бытия в психологии
Фрейд, к примеру, считал, что главное в жизни – быть счастливым, получать максимум наслаждения и удовольствия. Только вещи эти сами собой разумеющиеся, а вот личность, которая думает о смысле жизни, — душевнобольна. А вот его ученик, Э. Фромм, считал, что нельзя жить без смысла. Необходимо сознательно тянуться ко всему положительному и заполнять этим бытие. В учениях В. Франкла этому понятию уделяется главное место. Согласно его теории, ни в коем случае в жизни человек не может не созидать целей существования. А обрести смысл можно 3-мя способами: в деле, при переживании, при наличии определенной позиции к актуальным происшествиям.
А есть ли по сути смысл в людской жизни?
В данной статье мы рассматриваем таковой вечно имеющийся вопрос, как неувязка смысла жизни человека. Философия на этот счет дает не один ответ, некие варианты представлены выше. А ведь любой из нас хоть в один прекрасный момент, но думал над осмысленностью собственного бытия. К примеру, согласно данным социологов, приблизительно 70% обитателей планетки живут в неизменном ужасе, тревоге. Как оказывается, они не находили смысл собственного бытия, а просто желали выжить. А ради чего? И тот беспокойный и тревожный ритм жизни – следствие нежелания разобраться в этом вопросе хотя бы себе. Вроде бы мы ни скрывались, неувязка все таки существует. Писатели, философы, мыслители находили ответы. Если проанализировать все результаты, можно придти к трем суждениям. Попробуем отыскать смысл и мы?
Суждение 1-ое: смысла нет и не может быть
Это означает, что неважно какая попытка найти цель – заблуждение, тупик, самообман. Этой теории придерживались многие философы, в том числе Жан-Поль Сартр, который гласил, что если нас всех впереди ожидает погибель, то в жизни нет смысла, так как все трудности так и останутся неразрешенными. Разочарованными и неудовлетворенными в поиске правды остались также А. Пушкин, П. Вяземский, Омар Хайям. Следует сказать, что такая позиция принятия бессмысленности жизни очень жестока, не каждый человек даже способен ее пережить. Почти все в природе человека противится этому воззрению. По данному поводу последующий пункт.
Суждение 2-ое: смысл есть, но у каждого собственный
Почитатели этого представления считают, что смысл есть, точнее, он должен быть, потому мы должны его придумать. Данный шаг предполагает принципиальный шаг – человек перестает бегать от самого себя, он должен признать, что бытие не может быть глупым. В таковой позиции личность более откровенна сама с собой. Уж если вопрос возникает вновь и вновь, то от него не получится отмахнуться либо скрыться. Направьте внимание, если мы признаем такое понятие, как бессмысленность, тем мы же и доказываем правомерность и право на существование того самого смысла. Это все отлично. Но представители этого представления, даже признав и приняв вопрос, не смогли отыскать универсальный ответ. Далее все пошло по принципу «раз признал – додумай сам». В жизни есть сильно много дорог, можно избрать всякую из их. Шеллинг гласил, что счастлив тот, кто имеет цель и лицезреет в этом смысл всей жизни. Человек с таковой позицией будет стараться отыскать смысл во всех явлениях, событиях, которые с ним происходят. Кто-то обратится к вещественному обогащению, кто-то — к успехам в спорте, кто-то – к семье. Сейчас выходит, что универсального смысла ведь нет, означает, все те «смыслы» — это что? Только уловки, которые прикрывают бессмысленность? А если все таки общий для каждого смысл есть, то где его находить? Перебегаем к третьему пт.
Суждение третье
А звучит оно так: есть смысл в нашем существовании, его даже можно узнать, но только после того, как познаете того, кто это бытие сделал. Тут уже будет животрепещущ вопрос не о том, какой смысл жизни человека, а о том, для чего он его отыскивает. Означает, растерял. Логика ординарна. Совершив грех, личность растеряла Бога. И не нужно тут самому выдумывать смысл, следует только опять узнать Творца. Даже философ и убежденный безбожник Рассел Бертран произнес о том, что если вначале исключать существование Бога, то нечего вообщем находить смысл, его не будет. Смелое решение для безбожника.
Самые всераспространенные ответы
Если спросить человека о смысле его существования, он, вероятнее всего, даст один из последующих ответов. Давайте разглядим их подробнее.
В продолжении рода. Если вы так отвечает на вопрос о смысле жизни, то тем показываете наготу души собственной. Живете ради деток? Чтоб научить их, поставить на ноги? А позже что? Позже, когда детки возрастут и покинут комфортное гнездышко? Вы скажете, что будете учить внуков. А чему? Чтоб они, в свою очередь, тоже не имели целей в жизни, а шли по замкнутому кругу? Продолжение рода – это одна из задач, но она не универсальна.
В работе. Для многих людей планы на будущее связаны с карьерой. Вы будете трудиться, но зачем? Подкармливать семью, одеваться? Да, но этого не достаточно. Как-то воплотить себя? Тоже недостаточно. Даже античные философы утверждали, что труд не будет длительно веселить, если нет общего смысла в жизни.
В богатстве. Многие убеждены, что скопление средств – главное счастье в жизни. Это становится азартом. А ведь чтоб жить всеполноценно, не необходимы несметные сокровища. Выходит, делать средства повсевременно ради средств – глупо. В особенности в этом случае, если человек не осознает, для чего ему достояние. Средства могут быть только инвентарем для воплощения собственного смысла, назначения.
В существовании для кого-либо. Это уже больше заполнено смыслом, хотя схоже с пт о детях. Естественно, забота о ком-то – это благодать, это верный выбор, но недостающий для самореализации.
Что все-таки делать, как отыскать ответ?
Если все таки поставленный вопрос не дает вам покоя, то ответ следует находить в самом для себя. В данном обзоре мы кратко разглядели некие философские, психические, религиозные нюансы препядствия. Даже если вы будете читать такую литературу днями и изучите все теории, то далековато не факт, что вы на 100% с кое-чем согласитесь и примете это за управление к действию.
Если вы решили отыскать смысл собственной жизни, означает, вас что-то не устраивает в реальном положении вещей. Но будьте аккуратны: время течет, оно не будет ожидать, пока вы отыщите что-то. Большая часть людей пробует воплотить себя конкретно в вышеуказанных направлениях. Да пожалуйста, если вам это нравится, приносит наслаждение, то кто же воспретит? С другой стороны, кто произнес, что так нельзя, что это ошибочно, что мы не имеем права так жить (для малышей, для близких и т.д.)? Каждый сам выбирает собственный путь, свое назначение. А может, не стоит его находить? Если что-то уготовано, то оно и так придет, без излишних усилий со стороны человека? Кто знает, может быть, и это правда. И не удивляйтесь, если смысл жизни вы видите различным на каждом отрезке собственного существования. Это нормально. Природа человека вообщем такая, что он повсевременно в чем либо колеблется. Главное – быть заполненным, как сосуд, кое-чем заниматься, чему-то посвящать свою жизнь.