Станция метро Новокузнецкая
Кто бы мог поразмыслить, что каждый денек москвичи бывают в совсем уникальном месте, каким является станция метро «Новокузнецкая»? Но, все же, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, посреди Величавой Российскей войны, что сказалось на ее наружном виде.
Станция символизирует собой связь прошедших веков и реального. На ее барельефах изображены исторические личности и именитые полководцы, за делами и словами которых следила вся Наша родина и Москва. «Новокузнецкая» запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Миши Кутузова и, естественно, Ленина и классические фигуры тех пор — пролетариев из разных профессий.
На потолочных панно станции метро «Новокузнецкая» изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества — уборка обеспеченного урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву именовать неоценимыми, ведь они были сделаны в 1942 году В. А. Фроловым по наброскам известного А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде. Поначалу он работал вкупе с 3-мя сотрудниками мастерской, но завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась только с помощью керосиновой лампы.
Окончив работу и проводив грузовики с панно до известной «дороги жизни» на Ладоге, Владимир Александрович погиб от истощения и голода, как и многие блокадники. И только не так давно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Не считая «Новокузнецкой», работы Фролова можно еще узреть на «Маяковской», также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова на Крови (храм Спаса-на-Крови), в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.
Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были женами. Станция метро «Новокузнецкая» была их вторым совместным детищем после «Сокольников». Этот творческий тандем профессиональных архитекторов также подарил Москве «Белорусскую»-кольцевую, «ВДНХ», «Спортивную», «Измайловскую», «Щелковскую» и «проспект Вернадского».
Надежда Александровна в собственных мемуарах писала, что вначале мозаичные панно были созданы для «Павелецкой», но в процессе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненадобными. Ее супруг возвратился в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить супруга уже не смогла.
Увлекательная деталь -скамьи, установленные на станции, изготовлены из мрамора, снятого со старенького храма Христа Спасателя, который был взорван. Потому в последующий раз, оказавшись на станции, обратите на их внимание.
Иллюстрация к истории Рф в периоды войн и мирного времени — вот что такое «Новокузнецкая». Метро столицы без нее сейчас представить просто нереально: ведь она размещена в центре Москвы, на Пятницкой улице, заходит в большой пересадочный узел вкупе со станциями «Третьяковская» Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции размещен маленький сквер. Дневной пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тыщ человек. И не много кто из их думает об истории сотворения умопомрачительной станции метро «Новокузнецкая».