Наверное многие из нас слышали о старообрядцах. Часты упоминания о их в литературе и публицистике. Пожалуй, самое колоритное синематографическое повествование о их содержится в эпопее режиссера Александра Прошкина «Михайло Ломоносов», где очень ярко и правдиво описаны действия тех лет. Но все ли знают, почему появились старообрядцы, либо, как их еще именуют, староверы? Кто они?

Истоки старообрядчества

Давным-давно, в 1650 году патриарх Никон, управляющий тогда российской Церковью, замыслил внести конфигурации в обрядовые традиции, принятые в то время на Руси. Цель схожих преобразований – усреднение российской и греческой традиции. Эта прогрессивная, в общем-то, реформа вызвала раскол Российской церкви и положила начало старообрядческим течениям. Камнем преткновения стали в главном расхождения в главный традиции наложения крестного знамения, принятом тогда направлении движения крестного хода и неких других.

Староверы – история мученичества

Не все российское христианство приняло эти нововведения. Многие открыто выступали против навязанных им новшеств и были подвергнуты гонениям. Посреди тех, кто стойко защищал древлеправославное благочестие, были инок Епифаний, диакон Федор, священник Лазарь и протопоп Аввакум. Они были сосланы в Пустозерск (Архангельская область). Всем, не считая Аввакума, были вырезаны языки и отрублены правые руки, чтоб они не могли проповедовать ни словестно, ни письменно. Длительных четырнадцать лет провели они в сырой яме, но так и не отреклись от собственной веры. В конце концов, 14 апреля 1682 года их вывели на площадь, где был подготовлен сруб для сожжения, и казнили. Все четыре стойко и отрадно приняли свою участь, оставаясь до последнего верными своим эталонам.

Чудеса стойкости проявили и иноки Соловецкого монастыря, в течение восьми лет выдерживавшие осаду королевских войск. Когда 22 января 1676 года оборона пала и войска ворвались в обитель, ими было замучено и казнено около четырехсот человек: кого-либо повесили, кому-то отрубили голову, кого-либо утопили в проруби. Чудом остались в живых только четырнадцать человек. Тела убитых практически полгода лежали непогребенными, пока правитель не распорядился предать их земле. После монастырь заселили новыми монахами, принявшими никоновские реформы. Но негодование церкви испытывали на для себя не только лишь эти староверы. Кто они были по соц положению?

Хотя в большинстве собственном это обыкновенные люди и священнослужители, отказавшиеся принять новейшую веру, посреди их были и люди, приближенные к королевскому двору. Осенью 1675 года в заточении от пыток и голода погибли княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова и сударыня Феодосия Прокопьевна Морозова, родные сестры, отказавшиеся принять новейшую веру. Сестры были вхожи в королевский двор, но ради веры презрели славу и достояние и приняли страдальческую погибель.

Волна казней катилась еще длительно по Руси, четких данных, естественно, нет, но исследователи говорят, что в итоге никоновских репрессий погибло более миллиона человек. В декабре 1666 года патриарха Никона осудили и сослали в Ферапонтов монастырь, на его место был назначен новый патриарх — Иоасав II, продолживший реформы предшественника.

Современные староверы. Кто они?

В наше время никого не подвергают гонениям за религиозные убеждения. Староверы Сибири и других регионов Рф живут тихо и, обычно, обособленно, своим закоренелым укладом. Их жизнь базирована на религии, взаимопомощи и неизменном труде. Они не пробуют переработать мир и направить всех в свою веру. Они просто живут так, как считают правильным, не заботясь о мировоззрении других. Потому не так просто ответить на вопросы: «Кем являются староверы? Кто они: религиозные фанатики, герои, безумные?» Каждый вправе решать сам, но в любом случае эти люди и во времена Никона, и на данный момент заслуживают почтения за то, что тверды в собственной вере. А этого большинству из нас так не хватает!