Суккот: Праздник Шалашей
12 октября евреи всего мира начинают праздновать Суккот — один из 3-х израильских праздничков, связанных с сельскохозяйственным годом и напоминающих об финале евреев из Египта. Какие традиции связаны с этим праздничком?
Начнем с того, что Суккот, как и некие другие еврейские празднички, продолжается целую неделю — с 15 по 21 число еврейского месяца Тишрей. Так как еврейский календарь не совпадает с григорианским, каждый год Суккот выпадает различные даты по принятому календарю. Суккот 2011 начинается 12 октября после захода солнца, а первым полным деньком праздничка считается 13 октября.
Слово «суккот» переводится с иврита как «кущи» («шалаши»). В этот праздничек евреи на неделю переселяются в шалаши из ветвей в напоминание о временных хижинах, в каких они жили в период сорокалетних странствий по пустыне после финала из Египта. А еще Суккот — это праздничек сбора урожая. Во времена существования Иерусалимского храма было принято совершать паломничество в Храм, принося туда 1-ые плоды собственного урожая.
Одна из традиций праздничка Суккот — это постройка сукки (шалаша), в каком необходимо жить в течение 7 дней (под «жить» предполагается «совершать трапезу», т.е. есть и пить). Строят сукку непременно под открытым небом. У шалаша должно быть более 3-х стенок. Их можно сделать из хоть какого строительного материала. А вот крышу можно покрывать только ветками. Снутри сукки тени должно быть больше, чем света, но вкупе с этим ночкой через просветы меж ветками должны быть видны звезды.
Сукку принято нарядно декорировать, в течение праздничка нельзя заносить в шалаш испачканные вещи либо заходить в него в грязной одежке. В сукке едят в течение всего праздничка, но в особенности важны трапезы в течение первого и второго вечеров праздничка. Даже если человек болен, в 1-ые два вечера Суккот он должен съесть в сукке хотя бы маленький кусок хлеба. То же касается и проливного дождика: если погода не дает провести в сукке всеполноценную трапезу, хотя бы кусок хлеба в шалаше съесть непременно.
Перед трапезой непременно зажигают торжественные свечки с подходящим благословением, произносят благословение над вином (кидуш), молвят благословение на пребывание в сукке, омывают руки и благословляют хлеб. Дамы, кстати, не должны есть в сукке. Но они имеют право делать эту заповедь вровень с мужиками и произносить те же благословения.
Один из неотклонимых атрибутов праздничка Суккот — это «арбаа миним», четыре вида растений. К ним относятся плод цитрона (этрог), три ветки мирта (адас), нераспустившийся побег финиковой пальмы (лулав) и две ветки речной ветлы (арава). Ветки растений собирают в «букет» и берут в правую руку, плод цитрона — в левую, соединяют обе руки и произносят особые благословения, немного помахивая растениями в направлении всех сторон света попеременно. Лучше делать это в сукке. Благословения произносят во все деньки праздничка, не считая субботы (Шабата).
1-ые два денька праздничка Суккот — это «полные» торжественные деньки. В Израиле они являются муниципальными выходными. Как и в субботу, в эти деньки запрещено совершать всякую работу (в том числе и зажигать огнь). Потому торжественное угощение готовят заблаговременно и поддерживают в теплом состоянии в течение этих 2-ух дней. Последний денек праздничка — тоже нерабочий.
Другие деньки именуются «Холь а-Моэд». Это типичные «будни праздника»: в эти деньки можно работать, но вкупе с тем требуется делать все связанные поздравляем заповеди. Все таки обычно стараются в эти деньки делать только самую нужную работу, а рутинных домашних дел избегают. В течение всего праздничка, в том числе и в Холь а-Моэд, едят смачную пищу и носят наряженную одежку.
К праздничку Суккот примыкает Шмини Ацерет. Он считается отдельным праздничком, но вкупе с тем его можно рассматривать и как восьмой денек Суккот. В Шмини Ацерет принято читать поминальные молитвы, также молиться о дождике. В тот же денек в Израиле празднуют Симхат-Тора, окончание годового цикла чтения Торы и начало нового цикла. В диаспоре Симхат-Тора празднуют на последующий денек после Шмини Ацерет.