Почему до сего времени вызывает литературные споры образ Катерины? Островского «Гроза» — пьеса в 5 действиях — понята по-разному даже блестящими критиками Добролюбовым и Писаревым. На одном сходятся все литературоведы: непременно профессионально показана затхлая жизнь российской мещанской глубинки XIX века (измышленный город Калинов). В Рф царствовал застой. Крепостное право, как будто кандалы, сдерживало развитие большой страны. Александру Николаевичу Островскому своим произведением удалось всколыхнуть русскую интеллигенцию, показав в нем надрывно-эмоциональный образ с катастрофической судьбой.

Откуда взят образ Катерины

Основная героиня – глубоко народный типаж юный дамы, обладающей творческим мироощущением, глубинной духовностью, стихийными сильными чувствами. Она наделена страстями, не скованными рассудком. Разумеется, что и чертами автобиографичности наделена пьеса Островского «Гроза». Образ Катерины, решившейся на внебрачную связь, создавался Островским, видимо, сходя из макета – актрисы Косицкой Любови Павловны. И актриса, и драматург имели свои семьи, но их обоюдные дела были разноплановыми. Непременно, мир отношений этих 2-ух творческих людей был богатым. В нем, разумеется, имел место узнаваемый конфликт меж семейными отношениями и страстной любовью «на стороне». Как преломление его в катастрофической судьбе российской дамы и появилась драма Островского «Гроза». Образ Катерины в ней контрастирует и с хоть каким образом из ее окружения, и со всем окружением сразу.

Основная героиня «Грозы» и ее окружение

Соц статус Катерины — купеческая невестка. Женщина вышла замуж за Тихона Кабанова. С супругом они проживают в богатом доме у свекрови Марфы Игнатьевны. У Тихона есть незамужняя родная сестра, Варвара. Она также живет в доме. Основным «семейным идеологом» является свекровь. Ей противопоставляется образ Катерины. Островского «Гроза», как заглавие произведения, по воззрению Добролюбова, показывает конфликт меж самодурством и безгласностью. А самодурство вправду в доме Кабановых процветает: Марфа Игнатьевна – прагматичная, авторитарная дама. Ее мораль – непобедимо-ханжеская. Она не склонна сообразовывать домашний уклад с желаниями ближайших родственников. Для чего? Кабаниха (такое у нее прозвище) знает, «как должно быть». И весь дом ей подчиняется. Вот только у невестки подсознательно появляется несогласие с бездуховностью и меркантилизмом.

Образ Катерины в видении критиков

По словам литературного критика Писарева, ни жестким нравом, ни ясным разумом не отличается образ Катерины. Островского «Гроза» (как заглавие драмы) сразу обнажает очередной конфликт — меж чувственной сутью героини и наружным миром. Мир, непременно, не гармонический. Но Катерина принципно лишена создателем головного инструмента публичного сосуществования – христианского смирения. По воззрению Писарева, в ней с детских лет заложена способность на неосмысленный протестный поступок. Согласно видению Добролюбова, она стремится к «простору жизни», ей присуща «сила нрава». Полемика литературоведов явна. Но тяжело не согласиться с Писаревым: только эмоции и страсти составляют образ Катерины. Островского «Гроза» повествует о том, что юный даме довольно только обмена страстными взорами для появления чувства к Борису (образованному племяннику обеспеченного негоцианта Савела Прокофьевича Одичавшего). Толком не осознав, что же это все-таки за человек, женщина кидается в свое чувство как в омут, с головой. Импульсивна и несуразна погибель юный дамы. «Экстремал» Добролюбов усмотрел ее причину в нежелании героини жить в лживом ханжеском мире. Более рассудительный Писарев проследил, как реальный психолог, логическую цепочку ее раздумий, приведшую к роковому шагу. Типично, что вначале о самоубийстве Катерина даже не помышляла. На свидании она выяснила о том, что любимый Борис едет в Сибирь и что он не берет ее с собой. Катерине необходимо ворачиваться домой, но она почему-либо решает, что будет лучше «в могиле». Потом юный даме приходит на разум ассоциация – полевые цветочки на могилке. Забыв, что это – порочно, умиленная воображаемым цветочным королевством, сложив руки крестом, она прыгает в Волгу.

Выводы

Образ Катерины, непременно, ярок. Островскому удалось достоверно изобразить самобытность ее мышления, открытость эмоций. В ней нет ничего искусственного, выдуманного. Она подобна природной стихии: чувства и эмоции определяют течение ее жизни. Да, она выделяется посреди мещанского окружения. Но можно ли по-добролюбовски фигурально именовать ее «лучом света»? Ведь не считая открытости эмоций «свет» у нас ассоциируется также с разумом, со служением, с добротой. Жизнь светлого человека – это не вспышка в ночи, а озарение ровненьким мягеньким светом всех окружающих. В этом осознании «лучом света» являются известные литературные образы: Мария Болконская с ее превосходными лучистыми очами, леди Мелани («Унесенные ветром»).