Вопрос о том, что такое «гиена пламенная» — фактически глупый, так как словом гиена именуется плотоядный зверек, обитающий в Евразии и Африке.

Пламенным это животное ни по расцветке, ни по стилю жизни не является. Так что речь, видимо, идет о геенне — месте, расположенном близ Иерусалима, которое некие люди именуют неверно — «гиена пламенная».

Еврейская равнина

Слово «геенна» — калька с греческого geenna. Это слово, в свою очередь, позаимствовано из древнееврейского языка, в каком обозначало равнину неподалеку от Иудейской столицы. Она именуется Гинном. С местом, которое многие зовут «гиена пламенная» (а по сути — геенна), связана история еврейского народа.

История

Библейский источник ведает нам о том, что воцарившийся после собственного отца Давида отпрыск его, Ахаз, был идолопоклонником и устроил в «равнине Еннома» — так Библия называет равнину Гинном – жертвоприношения. Тут иудеи кидали в огнь собственных малышей, чтоб угодить кумиру Молоху. Эти ужасающие подробности описаны в книжке 2 Паралипоменон (28:3) и в предсказании Иеремии (7:31-32). Тут же изложено обещание Господа предать это место проклятию, чтоб оно именовалось равниной убийства. Сюда, согласно предсказанию, станут кидать трупы без захоронения. Броско, что многие века спустя так оно и случилось. В этот крутой и глубочайший ров, огибающий стенку старенького Иерусалима, сбрасывали мусор и мертвецов, которые не удостаивались места на кладбище, так как были правонарушителями. Геенна (неверное произношение встречается намного почаще – гиена) пламенная пылала пламенем денек и ночь, чтоб из гниющего рва не распространялись зараза и вонь. Огнь поддерживали, применяя для этого серу.

Символическое звучание

Уже во времена Иисуса Христа имя этого оврага стало эмблемой адского огня, места суда за грехи. Евангелист Матфей, передавая речи Господа, не раз упоминает о геенне. Иисус гласит о том, что если человек ощущает, что его соблазняет грех воровства, прелюбодеяния и т. д., то ему лучше расстаться с некими частями тела — теми, что олицетворяют вожделение (руки, ноги, глаза), чем убить душу в геенне пламенной. О том же свидетельствуют евангелисты Лука и Марк. У Марка «гиена пламенная» (запоминайте, как верно — геенна) характеризуется как место, где «червяк не погибает и огнь не потухает», другими словами область нескончаемых мук.

Такое же значение у этого понятия в верованиях иудеев, для которых знатным источником является только Ветхий завет. И даже в исламе геенна пламенная тоже олицетворяет ад (Коран 4:168-169).

Синонимический ряд этого наизловещего понятия включает представления практически всех народов о ужасном месте, где корчатся в огне души неправедных людей. Это тартар, преисподняя, тьма кромешная, область нестерпимых страданий. В христианских источниках мы встречаем упоминание о том, что место обитания беса и мучения душ заполнено сероватой.

Почему трибунал – ужасный?

Повествования о геенне плотно сплетены в Священном Писании с темой судного денька. Согласно источнику, окончательный трибунал над всеми людьми состоится в конце времен и решит участь каждого живущего. Этот трибунал принято называть «ужасным», хотя в самой Библии он нигде так не именуется. Писание повествует о том, как будет он проходить: ангелы соберут живых и мертвых, верующих и неверующих, поставят всех перед Христом. Судимы будут не только лишь дела, да и каждое слово, и помысел. Праведным людям Христос приготовил королевство, а грешникам вкупе с сатаной и его свитой — «огнь нескончаемый». Другое истолкование, основанное на посланиях апостола Иоанна (Иоан. 5:24, 3:18) и апостола Павла (1 Коринф. 3:11-15), утверждает, что уверовавшие в Спасателя подвергнутся другому суду, хорошему от того, каким будут судимы язычники. Будет рассматриваться их христианская жизнь. Дела станут проверяться огнем – чье дело устоит, тот будет награжден, а у кого сгорит, тот спасется, но «вроде бы из огня».

В наши деньки

Это ущелье сохранилось до сего времени, только сейчас это не геенна (и уж тем паче не «гиена») пламенная. Иерусалим сохранил ров как исторический монумент, куда наведываются пытливые туристы-скалолазы. А над склонами ущелья расположились современные гостиницы и развлекательные центры.

В культуре

Не умопомрачительно, что исполненная величавой потаенны тема геенны стала источником вдохновения для литераторов, живописцев, музыкантов. Геенна пламенная в качестве наказания упоминается в произведении Мельникова-Печерского «В лесах», в катастрофы «Гамлет» Шекспира и в почти всех других художественных творениях. Вынесенная в заголовок произведения французского романиста Жориса-Карла Гюисманса, она получает метафорическое звучание, подчеркивающее, что ад существует снутри нас, а единственный выход из него – это вера.

Геенну нередко изображали живописцы средневековья, находится она и в российской иконописи. «Геенной пламенной» сначало именовался альбом музыкальной группы «ДК», выпущенный в 1986 году.

Вот мы и разобрались в том, что словосочетание «гиена пламенная» — это неверное внедрение фразеологизма «геенна пламенная», а заодно узнали, какой смысл таится в этом таинственном выражении.