Гений итальянского интеллектуала и гуманиста Леонардо да Винчи универсален и таинственен. Более загадочна и его именитая картина «Мадонна Литта». Загадки начинаются с датировки полотна и завершаются сомнениями неких искусствоведов в факте авторства величавого итальянского художника. Но обо всем по порядку.Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, живописец демонстрировал Марию полностью сосредоточенной на ребенке, тогда как взор малеханького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне 2-ух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая черный фон за ее спиной. Впереди фигура Богоматери с малышом освещена мягеньким светом, источник которого размещен вроде бы перед изображением. Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша. Мальчишка лаского приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка.Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взор Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на отпрыску, так как для нее Он является центром Вселенной. Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, отысканных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо часто приходил на птичий рынок, брал и отпускал в небо птиц. Живописец считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигура щегла на картине вроде бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания малыша материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Судьба величавой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского барона Литта. Отсюда появилось заглавие картины. Ранее она именовалась «Мадонна с малышом». В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась к тому же в том, что создатель при ее разработке сам много экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, соединяя масло и темперу и используя особый клей, синтезированный из мелких частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Живописец добивался точности в передаче собственного плана на полотне, так как был убежден в том, что итог работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задачка художника – выудить и воплотить их. Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо.

Дата и авторство картины

Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с малышом на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках.

Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена. Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи. Об этом молвят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неподражаемая рука мастера в разработке головы Богородицы, неких частей тела Иисуса, тщательная работа Леонардо над светотенью. Специально не прописанные складки одежки и детали фона при кропотливой проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было сотворено не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Леонардо да Винчи преднамеренно погружает фон во мрак, чтоб лик Богоматери с малышом загадочно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.