Танк КВ. Танк Клим Ворошилов. Советский танк КВ-1
К началу 2-ой мировой войны на вооружении ни одной армии мира не состояли томные танки. За одним исключением. У Красноватой Армии они были.
Для чего необходимы томные танки
Война — это, сначала, работа, томная, грязная и очень страшная. Боец огромную часть времени занимается тем, что роет землю. Чем больше он извлечет грунта, тем выше его шансы уцелеть. Есть и другие виды работы, более трудозатратные, и для каждого из их требуется собственный инструмент. Для нанесения бомбовых ударов по отдельным точечным целям не годится тяжкий бомбовоз — нужен штурмовик. Чтоб убить промышленный потенциал противника, истребитель использовать не стоит, тут требуются стратегические бомбардировщики, и их должно быть много. Легкие танки нужны для глубочайших и быстрых рейдов, обхода неприятельской обороны и сотворения «котлов», в каких значимые воинские соединения, лишенные снабжения и связи, не сумеют длительно выстоять. Если проводить аналогии с рабочим инвентарем, то они делают функции клинка, гибкого и комфортного. Но бывают ситуации, когда требуется что-то помощнее, а острота огромного значения не имеет (колун, к примеру, либо топор). Томные танки необходимы тогда, когда резвым наскоком укрепленные позиции взять либо обойти нельзя, и требуется методичный пролом, сильный лобовой удар, всеразрушающий и бесжалостный.
В декабре 1939 года шли томные и кровопролитные бои в Карелии. Ужасный трескучий мороз, снежный покров по пояс, под ним болота, при этом незамерзающие. Если к погодным условиям добавить мины, обнаружение которых очень проблематично; работу снайперов; внезапно возникающие засекреченные огневые точки, защищенные толстым железобетоном; полярную ночь, действующую угнетающе на психику; невозможность развести огнь и вообщем согреться; камни, сокрытые, снова же, под снегом, и почти все, почти все другое, становится понятно, «почему так длительно возились с некий там малеханькой Финляндией». В нелегком деле прорыва «полосы Маннергейма» в первый раз сыграли важную роль томные танки. СССР в лице сталинского управления принял решение о разработке сверхмощного броневого кулака ранее других государств. В Финской войне приняли роль экспериментальные эталоны, а именно СМК. 17 декабря, пытаясь преодолеть укрепрайон Хоттинен, какой-то из них, находящийся в распоряжении 20-й бригады, подорвался на противотанковой мине. Экипаж утрат не понес, но был обязан покинуть машину. Это был один из первых случаев внедрения нового орудия.
Тяжкий танк как отражение русской военной доктрины
В военной индустрии ничего не делается просто так. Тяжело представить для себя ситуацию, при которой И. В. Сталин вызывает конструкторов бронетанковой техники и, попыхивая трубкой, гласит им: «А сделайте-ка мне тяжкий танк. Мне очень этого охото. Каприз у меня таковой…». В данном случае ни у какого страны не хватит средств для выполнения самых насущных задач по защите собственных рубежей. Нет, все задания, которые в Кремле ставились спецам, были обусловлены.
Проектировать боевую машину, отвечающую современным требованиям, предъявляемым для штурмовых вооружений, начали сначала 1939 года, выполняя постановление госкомитета по обороне, принятое в декабре 1938-го. Согласно военной доктрине СССР, боевые деяния в случае возможной (и ожидаемой) войны должны были разворачиваться на местности противника в критериях его упрямого противодействия на исходном шаге. Таковой нрав конфликта добивался определенных технических средств, в связи с этим конструкторам давались надлежащие ТЗ. Предполагалось, что через широкие проломы в оборонительных линиях вперед двинутся большие соединения, укомплектованные легкими быстроходными танками класса БТ, способные двигаться по дорогам с большой скоростью. При таком возможном сценарии, при условии полного господства в воздухе, победа была обещана с наименьшими потерями.
Начало конструкторских работ
Управлял проектированием танка СМК Ж. Я. Котин, генеральный конструктор ленинградского завода имени Кирова. В заглавии увековечена память убитого не так давно вождя, управляющего парторганизации «колыбели революции». Еще одна машина разрабатывалась под управлением А. С. Ермолаева на примыкающем заводе № 185, она называлась Т-100. Конструкторская идея тех лет была разнонаправленной, а именно, одним из магистральных направлений числилась многобашенная схема, при которой сектор огня мог быть радиальным. У СМК вес оказался очень огромным, и на него заместо 3-х башен решили установить две, чтоб сделать лучше ходовые свойства и бронирование.
Но скоро после начала проектных работ группа выпускников-практикантов ВАММ (Военная академия механизации и моторизации) им. Сталина, руководимая Н. Ф. Шашмуриным, предложила пойти далее: убрать еще одну башню (которую юные спецы сочли лишней), установить дизель заместо карбюраторного мотора и уменьшить ходовую часть на два катка. В сути, коллектив интуитивно пришел к схеме, ставшей традиционной на долгие десятилетия, опередив всех забугорных коллег, принявших эту идею только в пятидесятые годы.
Так родился русский танк КВ-1.
От чертежей к металлу
Доводить однобашенный танк поручили ведущему конструктору Н. Л. Духову. Припоминать о том, что в сталинские годы канителить было небезопасно, сейчас никому не надо. Хоть какое промедление могло вызвать смену работы на наименее престижную, в фуфайке и с пилой либо топором. Главный конструктор танка КВ товарищ Духов с заданием совладал. Уже к августу томные танки КВ и СМК были готовы и предъявлены госкомиссии, а в сентябре полигон Кубинка сотрясался от рева моторов во время показа новых образцов. Настолько же оперативно произошел их прием на вооружение, уже шел «освободительный поход» на Финляндию, и эта техника была очень нужна. Конструкторов же заинтересовывала эффективность внедрения разработок. Танк «Клим Ворошилов» пошел в бой.
Как появился КВ-2
Линия Маннергейма была укреплена основательно. В отличие от французской Мажино, она упиралась краями в побережья (на западе в Финский залив, на востоке в Ладогу), и обойти ее было нереально. Построены фортификации были хорошо, с высочайшей степенью автономности и всей нужной для обороны инфраструктурой. В целом, тяжкий танк КВ показал себя отлично, но орудия калибра 76 мм было очевидно недостаточно для разрушения железобетонных сооружений, укрытых слоем грунта. Требовалось что-то более действенное, к примеру, 152-мм гаубица, которая на вооружении уже состояла, правда для ее транспортировки был нужен мощнейший тракторный тягач. Ленинградским конструкторам была поставлена новенькая задачка: соединить два принципиальных элемента, гигантскую пушку и гусеничную ходовую часть, да к тому же обеспечить при всем этом надежную защиту экипажа с орудийным расчетом. Так появился КВ-2, танк–молотобоец, созданный для сокрушения всех укреплений.
В межвоенный период
Финская война, хотя и была кровопролитной, завершилась стремительно, но, невзирая на это, создание томных машин, в том числе и осадного типа, длилось. С февраля 1940 года танк «Клим Ворошилов» в 2-ух версиях запущен с серию на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод), а начиная с июня и на ЧТЗ (Челябинском заводе, именуемом тракторным). Интерес в те годы был очень высок, 1-ые КВ уральской сборки вышли из цеха уже скоро, а для наращивания мощностей строился отдельный корпус, размеры которого подразумевали очень огромные способности. Не останавливали работы и конструкторские коллективы, продолжая улучшать технические характеристики и устранять выявленные в процессе боевых действий недочеты. Осенью сорокового должны были показаться два новых эталона с усиленной до 90 мм броней с более массивным артиллерийским вооружением (85 мм, калибр, о котором еще даже и грезить не могли танкисты других государств мира). К концу года планировался очередной гигант, сейчас со 100-мм защитой. Эти машины являлись скрытыми разработками, их называли объектами 220, 221 и 222. Чтоб никто не знал…
Сопоставление с возможным противником
В 1941 году планировалось сделать 1200 томных машин, а именно КВ-1 – 400, КВ-2 – 100 (у него была очень специфичная функция, и потребность в нем была ниже), а КВ-3 – целых 500 штук. И это исключительно в Ленинграде! Еще 200 единиц был должен дать ЧТЗ. В 1949 году тяжкий танк КВ-1 и сверхтяжелый КВ-2 тоже выполнялись, и в большом количестве (243). Всего на вооружении Красноватой Армии их было 636. Много это либо не достаточно? Русские историки, объясняя предпосылки катастрофы лета 1941 года, высказывали мировоззрение, что современных танков у нас не хватало. При всем этом они забывали упомянуть о том, что Вермахт переходил границу СССР, имея в собственном распоряжении мало более 3-х тыщ танков, и они все, без исключения, были легкими. Не много того, новыми их именовать очень тяжело. Европейский блицкриг был, естественно, развеселой прогулкой, но движку это индифферентно, он изнашивается даже при езде по очень отличному автобану. Машины, оккупированные во Франции и Чехословакии, тоже не шли ни в какое сопоставление даже с нашими легкими БТ. Румыния, союзник нацистской Германии, и совсем имела на вооружении «Рено-17» (17 – это год выпуска, 1917-й), в СССР таких было 2 штуки, они стояли в музеях.
И еще, пора вспомнить о том, что в Русском Союзе выполнялись не только лишь томные танки. Были к тому же средние, Т-34, наилучшие в мире, и их строили очень интенсивно. И легкие, их производили неслыханными тиражами. И по вооружению, и по броневой защите, и по чертам движков (в главном, кстати, дизельных, В-2, каких никто так и не сумел больше никто в мире повторить в течение всей войны) они превосходили технику Вермахта. Русский танк КВ по состоянию на середину 1941 года вообщем не имел аналогов.
Конструкция
На момент сотворения первых прототипов способности русских танковых заводов позволяли использовать самые прогрессивные технологии. Ни о каких клепаных соединениях даже и речь не шла, корпус изготавливался сварным способом. Это касалось и орудийной башни, которую в предстоящем усовершенствовали, использовав цельнолитьевой способ. Толщина броневых листов составляла 75 мм. Модификационные способности конструкции позволили в предстоящем прирастить защиту до 105 мм за счет установки на болты дополнительных бронеэкранов, но в 1941 году ни одна германская бортовая пушка и без этого не могла поразить танк КВ-1.
Общая схема была традиционной для русской бронетехники 2-ой половины 30-х годов (позднее принятой за эталон инженерами всего мира): задняя коробка, исключающая карданный вал, наклонное бронирование, мощнейший дизель и орудие калибра 76 мм (Л-11, Ф-32, а позднее ЗИС-5).
Ходовая часть
Движок В-2К был сердечком этой машины, его мощность составляла 500 лошадиных сил при скорости вращения 1800 об/с. Многодисковая фрикционная коробка имела конструктивные пороки, она нередко отказывала, потому что не была рассчитана на усилия, нужные для конфигурации скорости таковой тяжеленной машины, как танк КВ (его масса превосходила 47 т), в особенности на первых 2-ух передачах (всего их было 5).
Основой ходовой части служила торсионная персональная подвеска относительно малых опорных катков (их было 6 по каждому борту). Провисание гусениц устраняли дополнительные, поддерживающие катки-ролики, по три на каждую. До 1942 года их покрывали резиной, чтоб уменьшить шум, но из-за недостатка материалов от этой «роскоши» пришлось отрешиться. Гусеницы сделали широкими (700 мм), чтоб уменьшить удельную нагрузку на грунт.
Вооружение
Опыт действий против отчаянного противника, готового идти против танка с бутылкой коктейля Молотова, задал новое требование – возможность сотворения заградительной огневой завесы. Для решения этой задачки машину оборудовали 3-мя пулеметными точками, одна из которых была ориентирована вспять, для защиты моторного отдела. Другой пулемет был турельным, он прикрывал от атаки с воздуха. Свободное внутреннее место эргономично заполнял боекомплект, полностью достаточный для ведения долгого изнурительного боя (135 снарядов и 2770 патронов). Точность стрельбы обеспечивало оптическое оборудование, состоявшее из прицелов (ТОД-6 телескопического, ПТ-6 перископического). Командирская панорама предоставляла возможность хорошего обзора. В танке по боевому расписанию находились 5 человек, они могли разговаривать при помощи интеркома, наружняя связь обеспечивалась рацией 71-ТК-3 либо ЮР.
Практически 48-тонная громада могла развивать скорость до 34 км/ч и имела моторесурс в 250 км. Это сильно много.
Сначала большой войны
Общеизвестно, что война началась в очень неблагоприятных критериях для СССР. С одной стороны, об ударе нацистов предупреждали разные разведывательные источники, с другой же, он был очень алогичным. Если о концентрации германских войск ставке было понятно, для нее же не составляла секрета и неготовность Вермахта к боевым действиям против Русского Союза, заключавшаяся в отсутствии теплого обмундирования и морозоустойчивых ГСМ. Все же, Гитлер дал приказ об атаке наших границ, и неограниченное количество русских военных припасов оказались уничтоженными либо захваченными агрессором. Танк КВ вызвал истинное потрясение, как у германского командования, так и посреди боец на Восточном фронте. Само наличие у противника подобного чудища, невзирая на успешное продвижение вглубь СССР, вызывало смутное чувство своей технологической отсталости. С изумлением немцы рассматривали оккупированные ими большие самоходные гаубицы КВ-2, и узнавали, что на примыкающих участках один танк КВ-1 сдерживал превосходящие силы наступающих батальонов. Другой вопрос состоял в слабенькой эффективности этих чудовищ в оборонительных боях. Если при пришествии нужно «выкуривать» противника из окопов, то подвесная линия движения снаряда — это как раз то, что необходимо. Огнь обрушивается на головы сидячих в укрытиях боец прямо с неба, и спрятаться некуда. А вот при отражении атаки нужна линия движения настильная, чтоб косить наступающие цепи и разить технику. Оказались никчемными как легкие, так и самые томные танки. СССР к обороне оказался не готов.
Военные спецы вермахта, конечно, понимали, зачем предназначалась захваченная техника. Ее исследование, кроме понимания мощи русской оборонной промышленности, давало возможность делать и другие выводы. Подтверждал намерение Сталина нанести удар по Германии и танк КВ. Фото покоробленных бронированных осадных орудий использовала и геббельсовская пропаганда как подтверждение брутальных целей большевиков. Некие оккупированные машины Вермахт использовал для собственных нужд.
Легкие БТ и другие эталоны наступательной техники скоро сняли с производства как ненадобные в сложившейся ситуации. Эта же судьба поняла и бронированные 152-мм гаубицы. Казалось, что такая участь поймет все «Климы Ворошиловы». Но история распорядилась по другому. Невзирая на то, что танки серии КВ фактически по всем показателям уступали Т-34, их создание длилось даже в блокадном Ленинграде. По понятным причинам, выполнить перестройку технологического цикла тут было нереально, а бронетехнику фронт добивался, так что выпуск машин не только лишь не свернули, а даже нарастили, подключив Железный и Ижорский фабрики. Аналогично поступили и в «Танкограде» городка Челябинска. Появились трудности с движками В-2: главные производственные мощности до войны находились в Харькове, а его нацисты оккупировали. Из этого затруднения вышли, устанавливая бензиновые моторы М-17, что, естественно, снижало боевые способности техники.
«С» означает «высокоскоростной»
Невзирая на то что современный нрав боевых действий подразумевал отказ от тихоходной бронетехники, история танка КВ-1 не завершилась. При многих недочетах этой машины, у нее были и тривиальные плюсы, такие как отменная защита и высочайшая проходимость. Низкая скорость, соответствующая для осадной техники, принудила решать пробы адаптировать свойства «Климов» к условиям современного маневренного боя. Так появился танк КВ-1С, масса которого уменьшилась до 42,5 т. Достигнута была такая «легкость» утончением брони, сужением гусениц и уменьшением боекомплекта до 94 снарядов (позднее 114). Учли и претензии фронтовиков к коробке, ее поменяли более совершенной. Средний танк все равно не вышел, Т-34 весил немногим более 30 тонн, и при таковой же силовой установке был куда маневреннее. А добавленная к наименованию буковка «С» означала «высокоскоростной».
Другие модификации
В августе 1942 года в части поступил новый эталон бронетехники, танк КВ-85. Это была глубочайшая модификация все такого же КВ-1С, разница состояла в калибре башенного орудия (у пушки ДТ-5, как ясно их наименования, он составлял 85 мм), уменьшении численности экипажа до 4 человек (оказался ненадобным стрелок-радист), урезании боекомплекта при сохранении прежней ходовой части. Башня производилась способом литья.
Были и другие пробы использовать удачные стороны КВ. На их базе строились самоходные орудия, создавались гусеничные «бронепоезда», вооруженные 2-мя и поболее пушками различных калибров (КВ-7), 122-мм гаубицами У-11. После победы под Москвой стало ясно, что контрнаступление безизбежно, и вновь потребовались эталоны наступательного вооружения. Танк КВ-8 был снаружи очень похож на макет, и даже его силуэт был имитирован за счет особенной декорации, изображающей артиллерийский ствол, но он был огнеметным. Пушку тоже в башне установили, умеренную по тем временам «сорокапятку».
А еще были другие виды вспомогательной техники на базе ходовой части КВ: эвакуаторы с поля боя покоробленных машин и тягачи.
КВ и «Тигр»
Судьба танка КВ оказалась исторически не очень успешной. В первой половине войны он был не достаточно нужен, нужна была совершенно другая техника, а к моменту перехода русских войск в решительное пришествие устарел. Появились новые томные танки ИС, свойства которых так же соотносились с свойствами КВ, как и политический вес Иосифа Сталина превосходил воздействие в политбюро «первого красноватого офицера».
На рубеже 1942 и 1943 годов у германцев появился «Тигр». Эта машина была очень неуклюжей и тяжеленной, ее ходовая часть отличалась еще наименьшей надежностью, чем у КВ, но 88-мм пушка давала ему возможность поражать массивно бронированные цели на дистанциях, не позволявших вести ответный огнь. В феврале 1943 года в течение 1-го денька под Ленинградом погибли 10 КВ-1, по которым издалека безнаказанно стреляли три «Тигра». С 1943 года их создание было свернуто.
Свою лепту в дело Победы танки КВ все таки занесли, и доказательством этому служат многие памятники, построенные в честь наших танкистов в почти всех городках, через которые проехался пламенный вал боев. Напоминают когда-то суровые машины и о подвиге тружеников тыла, ковавших клинок фаворитов и самоотверженно приближавших наш светлый праздничек.