Теодор Драйзер Американская трагедия
Когда мы слышим словосочетание «традиционная литература», на разум сходу приходят книжки, написанные веке в XIX, а то и ранее. Но классика неподвластна времени: важен не только лишь возраст книжки, а и ее значимость. Потому «Южноамериканская катастрофа» Теодора Драйзера по праву может считаться классикой американской литературы.
Что делать, если твои предки — бедные уличные проповедники, а ты молод, амбициозен и стремишься к наилучшей жизни? Можно смириться и всю жизнь жалеть об утраченных способностях, а можно попробовать выбиться в люди. Клайд Грифитс выбирает 2-ой вариант.
Устроившись работать рассыльным в отеле, он знакомится с полностью другим миром — роскошным, шикарным, миром средств и развлечении. 1-ый заработок, 1-ая вечеринка, 1-ая влюбленность… И 1-ая суровая ошибка, заставляющая Клайда кинуть все и переехать в Чикаго.
Но Клайд удачлив: через год он встречает дядю, обладателя фабрики в городке Ликург. У Клайда возникает работа, жилище, женщина, работающая на той же фабрике, что и он, а самое главное — благодаря Сондре Финчли, дочери местного фабриканта, он становится вхож в круг местной «золотой молодежи».
Клайд отлично устроился: с одной стороны — от всей души любящая его Роберта Олден, скупо ловящая каждое его слово, с другой — тоже влюбленная в него богачка Сондра Финчли, его пропуск в высшие слои общества. Он и не задумывается выбирать одну из их — его устраивает сложившаяся ситуация. Но ровно до того времени, пока Роберта не докладывает ему, что беременна…
Паникуя и отчаянно цепляясь за свое положение в высшем обществе, Клайд совершает одну ошибку за другой. В конечном итоге Роберта мертва, Клайд очутился на скамье подсудимых по обвинению в убийстве, а те, кого он считал друзьями, от него отвернулись. И, невзирая на запоздалое раскаяние, дорога у него одна — на электронный стул.
Почему же Драйзер именовал собственный роман «Южноамериканская катастрофа»? Что он предполагает под катастрофой? Смерть Роберты? Либо крушение надежд и стремлений Клайда? Как может катастрофа 1-го либо даже нескольких человек считаться катастрофой американской, катастрофой государственного масштаба?
Клайд Грифитс — это всего только один пример из огромного количества. Сколько еще в Америке таких клайдов грифитсов, стремящихся хоть какой ценой преодолеть соц барьер и выкарабкаться из грязищи в князи? Вот она, настоящая южноамериканская катастрофа — пропасть меж богатством и бедностью, меж амбициями и способностями. Естественно, не все из их пойдут на грех, как Клайд. Но конкретно его пример принуждает задуматься о том, как южноамериканская катастрофа произрастает из американской мечты.
Цитаты из книжки
«Он был одним из огромного количества людей, которые появляются, живут и погибают, так ничего не осознав в жизни. Они возникают, бредут наобум и исчезают во темноте.»
«— Счастье приходит к тому, кто умеет ожидать.
— Да, естественно, только смотри не просиди всю жизнь в зале ожидания…»
«Я был злым. Я грешил. Я врал. Я нарушал слово. В сердечко моем гнездился порок. Я был заодно с теми, кто творил дурные дела. Я двуличничал. Я был жесток! Я замышлял убийство. А ради чего? Ради пустой, несбыточной мечты.»