Тональность: параллельная тональность и одноименная, их буквенные обозначения
Данная статья посвящена очень принципиальной теме в музыке — тональности. Вы узнаете, что представляет собой тональность, что такое параллельные и одноименные тональности, также подвергнутся рассмотрению их буквенные обозначения.
Что такое тональность?
Само слово дает подсказку его значение. Она будто бы задает тон целому музыкальному произведению. На самом деле, тональность и является основой произведения. От нее отталкиваются, создавая ту либо иную музыкальную композицию. Это типичное начало.
Так, к примеру, есть тональность до мажор. Это значит, что тоника, она же 1-ая ступень лада, — это звук «до». Основной аккорд в данной тональности состоит из звуков до-ми-соль. Таковой аккорд носит заглавие «тоническое трезвучие».
В связи с этим, перед тем как разбирать и играть музыкальное произведение, исполнитель определяет основную тональность, ладовое наклонение, глядит на количество главных символов, на уровне мыслей определяет, какова ее параллельная тональность.
Одну и ту же музыкальную композицию можно спеть либо сыграть в совсем различных тональностях соответственного лада. Это применяется, сначала, для удобства певческого выполнения.
Применяемая в произведении параллельная тональность может придать иную расцветку композиции. Так, к примеру, если музыкальное сочинение написано в светлой тональности ре мажор, то ее параллельная тональность — печальный и катастрофический си минор.
Буквенные обозначения тональностей
Мажор обозначается dur, минор имеет обозначение moll. Диез — is, бемоль — es. Ниже приводится перечень неких параллельных тональностей и их буквенные обозначения.
- До мажор (нет символов). Обозначается C-dur. Параллельная тональность — ля минор (a-moll).
- Фа мажор — один бемоль (си). Имеет обозначение F-dur. Ее параллель — ре минор (d-moll).
- Соль мажор — один диез (фа). Обозначается G-dur. Параллельная ей тональность — ми минор (e-moll).
- Си-бемоль мажор — два бемоля (си, ми). Имеет обозначение B-dur. Ее параллель — соль минор (g-moll).
- Ре мажор — два диеза (фа, до). Обозначается D-dur. Ее параллель — си минор (h-moll).
И т.д..
Что такое параллельные тональности
Это тональности мажорного и минорного наклонения, которые содержат одни и те же главные знаки, но при всем этом у их имеются различные тоники.
В перечне выше приведены некие тональности и параллельные к ним.
Чтоб отыскать параллельную тональность к данной мажорной, необходимо от данной опуститься на м.3 (малую терцию) вниз.
Если требуется найти параллельную тональность к данной минорной, то нужно от обозначенной подняться на б.3 (огромную терцию) ввысь.
Приведенный выше перечень наглядно показывает параллельные тональности мажорного и минорного наклонений до 2-ух символов при ключе.
Одноименные тональности
Это такие, которые имеют одну и ту же тонику, но различное ладовое наклонение и, соответственно, полностью разные знаки при ключе.
Так, к примеру:
- C-dur (нет символов) — c-moll (три бемоля).
- F-dur (один бемоль) — f-moll (четыре бемоля).
- G-dur (один диез) — g-moll (два бемоля).
И т.д..
Таким макаром, тональность — это типичное начало хоть какого музыкального сочинения как для композитора, так и для исполнителя. Транспонирование мелодии, другими словами переход из одной тональности в другую, позволяет вокалистам беспрепятственно исполнять полностью все композиции. Такое перенесение время от времени присваивает произведению совсем новейшую расцветку. Можно провести увлекательный опыт, и испытать музыкальное сочинение, написанное в мажорной тональности, исполнить в минорной (может быть избрана и параллельная тональность). Светлое и удовлетворенное настроение при всем этом перевоплотится в печальное и грустное. В ХХ веке появился термин «атональная музыка», другими словами музыка, которая не имеет установленной тональности. Но это уже совершенно другая история…