Конкретно «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера и еще несколько других рассказов о детстве стали началом его прозы. Все эти произведения маленькие и трогательные. Но вот поднимаемые в их нравственные вопросы далековато не детские. В рассказах рассматриваются понятия коварства, чести и бесчестия, боязливости, плюсы и предательства. Воззвание к детскому возрасту не делает их наименее необходимыми, а только приближает к читателю.

Менторский нрав рассказа

И в этом небольшом произведении создатель остается верен для себя. От начала и до самой последней строки его пронизывает юмор. Но, невзирая на радостный настрой, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера довольно-таки менторский. Он принуждает читателя задуматься над многими суровыми и необходимыми вопросами. Каждый должен решить себе, что такое подвиг и как в одном человеке могут сочетаться мужество и боязливость. Завершая рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», Искандер наводит читателя на идея о том, что отвага может быть разной. Оказывается, далековато не всегда в человеке совпадают мужество нравственное и физическое. Так, владея силой телесной, он возможно окажется трусом при решении актуально принципиальных заморочек.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Искандер. Короткое содержание: новый учитель

Грек по национальности Харлампий Диогенович появился в школе 1 сентября. Ранее о нем никто не слышал. Преподавал он математику и был, в отличие от принятого представления о математиках, человеком осторожным и собранным. На уроках Харлампия Диогеновича всегда стояла примерная тишь, он никогда не увеличивал глас, не грозил и при всем этом ухитрялся держать весь класс в руках.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Искандер. Короткое содержание: случай с основным героем

Ни у кого не было приемуществ перед Харлампием Диогеновичем. Не избежал участи оказаться в забавном положении и главный герой. В один прекрасный момент он не выполнил задание на дом. Решение задачки никак не сходилось с ответом. Мальчишка обучался во вторую смену и пришел за час до начала урока. Когда выяснилось, что и одноклассник не решил задачку, он совсем успокоился. Ученики разделились на команды и пошли играть в футбол на стадион. Уже в классе отличник Сахаров произнес, что задачку решил, и ответ у него сошелся. В двери появился Харлампий Диогенович и проследовал на свое место. Главный герой увидел, что даже его сосед по парте, тихий Адольф Комаров, (называвший себя Аликом, чтоб его никто не ассоциировал с Гитлером, потому что шла война) решил эту задачку.

Фазиль Искандер: «Тринадцатый подвиг Геракла». Короткое содержание: «спасительная» прививка

В класс заглянула медсестра, она находила 5 «А», а попала в 5 «Б». Главный герой вызвался показать, где находятся малыши, которых необходимо привить от тифа. По пути он сказал медику, что после чего урока их класс организованно идет на экскурсионную поездку в краеведческий музей. Они ворачиваются в 5 «Б». Там у доски Шурик Авдеенко уже написал три деяния задачки, но разъяснить решение не мог. Медсестра сделала прививки всем ученикам, а урок все не заканчивался. Харлампий Диогенович произнес, что в этом классе нашелся человек, решивший переплюнуть Геракла и совершить очередной подвиг, тринадцатый. После этих слов он вызвал к доске головного героя и попросил разъяснить решение задачки. Но мальчишка даже по тому, что было на доске, не сумел сообразить, с чего начать. Естественно, он получил нехорошую отметку, но с того момента стал относиться к домашним заданиям более серьезно. И еще он сообразил способ учителя: закалять души малышей хохотом, приучивать их относиться к для себя с толикой юмора.