Обучение музыкальной грамоте – непростой процесс, который просит усердия и тщательной работы со стороны ученика. Один из шагов такового процесса – исследование интервалов.

Если проводить сопоставление меж исследованием грамматики российского языка и музыкальной грамоты, то музыкальный интервал подобен слогу. Слог обычно состоит из 2-ух букв, так и интервал представляет собой сочетание 2-ух звуков. Они могут быть взяты сразу либо поочередно – это значения не имеет.

От того, какое расстояние меж этими звуками, зависит заглавие «слога». Два примыкающих звука находятся на расстоянии в один полутон. Это малая единица для конфигурации интервалов. Два полутона образуют тон.

Музыкальный интервал характеризуется ступенями и тонами. Ступени – это различные нотки. Под ступеневой величиной интервала понимают количество ступеней, которые помещаются меж звуками интервала.

Тоновая величина интервала имеет огромное значение. Даже однородные интервалы могут содержать различное число тонов, потому ступеневая величина не определяет их стопроцентно.

Обозначают тоновую величину прилагательными:

— малая;

— большая;

— незапятнанная;

— уменьшенная;

— увеличенная;

— два раза уменьшенная;

— два раза увеличенная.

Записывают эти прилагательные перед числительными, которые выражают ступеневую величину.

1-ый музыкальный интервал – прима (1). Он представляет собой повторение 1-го звука. Еще ее именуют незапятанной примой. За ней следует секунда (2). Различают малую (0,5 тона) и огромную (1 тон) секунды. Дальше по порядку: малая и большая терции, кварта, тритон, квинта, малая и большая сексты, малая и большая септимы и октава. Каждый интервал в музыке отличается от предшествующего на один полутон.

Зависимо от одновременного либо поочередного взятия различают соответственно гармонический и мелодический интервалы. От того, какие музыкальные лады образуются сочетанием звуков, зависит, будет ли интервал благозвучным либо, напротив, резать слух.

Обыкновенные музыкальные интервалы – это сочетания звуков в границах одной октавы. Более широкие интервалы, не выходящие за границы квинтдецимы, именуют составными. Другие сочетания не принято рассматривать как самостоятельный музыкальный интервал.

Интервал можно направить, другими словами перенести один из его звуков на октаву вниз либо ввысь. Выходит, что нижний звук становится верхним, а верхний – нижним. При всем этом изменяется качество интервала. Если он был малым, то станет огромным, и напротив. Только незапятнанный интервал так и остается незапятнанным. Воззвание обычного интервала – это перенос на октаву 1-го из его звуков. Сумма ступеневых величин начального и обращенного интервала всегда будет оставаться равной 9. При воззвании составного интервала делается перенос обоих звуков. При этом верхний звук переносится вниз, а нижний, соответственно, ввысь. Сумма ступеневых величин остается равной шестнадцати.

До того как перебегать к исследованию последующих тем, нужно отлично усвоить теорию музыкальных интервалов. Ведь это – база музыкальной грамоты (после нот, естественно). Сложного тут ничего нет. Человек, целью которого стоит исследование музыки, просто запомнит все наименования и виды инетрвалов.