Форма муниципального устройства – это его строение по национальному и административно-территориальному признакам, характеризующее отношения составных частей страны и ее местных органов власти. Она определяет внутреннюю структуру страны, правовое положение его составных частей, отношения меж центральными и местными органами власти.

Выделяют федеративную, конфедеративную и унитарную формы муниципального устройства.

1-ая базирована на политических образованиях, которые владеют определенной сферой гос самостоятельности. Наша родина, Мексика – федеративные страны. В большинстве случаев страны с этой формой госустройства имеют огромную местность и численность населения.

2-ая форма представляет собой альянс стран без политической централизации. Обычно, единая конституция отсутствует, нет общих органов управления и власти. Появляется конфедерация в политических, экономических либо военных целях. Конфедерациями, например, являются Швейцария, Босния и Герцеговина.

А унитарное правительство – это форма госустройства, для которой типично разделение местности страны на административно-территориальные единицы, не владеющие признаками муниципального суверенитета, находящиеся в руководстве органов центральной власти. К таким государствам можно отнести: Италию, Францию, Беларусь и т. д. Современные буржуазные страны по большей части имеют конкретно эту форму. Не считая того, она присуща и неким субъектам федеративного страны (например, республикам, входящим в состав РФ).

Унитарное правительство обладает рядом признаков:

  • единая конституция;
  • составные части страны (окрестность, области, департаменты) не владеют госсуверенитетом;
  • одна учредительная власть;
  • общая система законодательства;
  • единая валютная система, кредитная и налоговая политика;
  • одно гражданство;
  • единые высшие органы госвласти и вооруженные силы;
  • наружные муниципальные сношения осуществляются центральными органами;
  • для немногочисленных наций допускается законодательная и государственная автономия.

Систематизация

Унитарное правительство может быть централизованным или децентрализованным. В первом случае в центральные органы госвласти административно-территориальных единиц бюрократы назначаются для управления (к примеру, Туркменистан), а во 2-м — избираются на местах (Царство Испания). В большинстве случаев встречается относительно децентрализованное правительство, в каком работает и совет, избранный гражданами, и назначенный бюрократ (Турецкая республика).

Унитарное правительство бывает обычным, для которого типично только административно-территориальное деление (Беларусь, Польша и т. д.), и сложным – когда в его составе находятся политические автономии и колонии (Франция, Италия, Англия).

Компетенция автономных образований закрепляется в конституции страны или особым законом. Они разделяются на: корпоративные, индивидуальные и территориальные. Одни автономии появляются в связи с языковыми общностями, 2-ые – при разрозненном проживании этнических групп, а третьи – при малогабаритном их расселении. Автономии по объему возможностей разделяются на административные и политические. У последних имеются только некие признаки государственности.

Унитарное правительство может быть с одной автономией (например, Украина, где автономной республикой является Крым), со многими (Испания) и с разноуровневыми (Китай с входящими в него автономными окрестностями, уездами и районами).

При хоть какой форме допускается государственное вмешательство в этом случае, если органами автономии не производится конституция. Есть страны, в каких создавать автономные образования запрещено (например, Болгария).