Василий Шукшин «Микроскоп»: модель Вселенной маленького человека
Рассказ Шукшина «Микроскоп» относится к числу коротких произведений создателя, посвященных так именуемым «чудикам» — героям, с которыми повсевременно что-то происходит. Определение «чудики» выдумал сам писатель, он любит собственных героев, хотя смотрятся они иногда забавно.
Шукшин «Микроскоп»: короткое содержание
Супруг (Андрей Ерин), придя домой заявляет супруге, что растерял 120 рублей. Жена Зоя, рассердившись, обзывает героя и бегает за ним со сковородкой, нанося редчайшие удары. Андрей пробует оправдываться, обещает супруге работать по полторы смены в денек, чтоб возвратить средства, предназначавшиеся на покупку зимней одежки детям.
Спустя некоторое количество дней, убедившись, что супруга успокоилась, Ерин приносит домой обретенный им микроскоп. Супруге герой разъясняет, что ему выдали премию за ударный труд. Зоя не очень довольна: лучше бы дали пылесос. Но Андрей с энтузиазмом объясняет ей, что кругом кишат бактерии. А в микроскоп их можно рассмотреть, что они и делают по очереди всей семьей.
Ерин изменяется: начинает покрикивать на супругу, командовать. Чуток позднее и Зое становится приятно, что соседи считают супруга «ученым». Герой с сыном-пятиклассником раз в день рассматривают капельки воды, пота, крови в увеличительное стекло прибора. Отец грезит спасти население земли, уничтожив «мильёны бактерий», обдумывает разные методы для этого. Но идиллия разрушается с приходом Сергея Куликова – коллеги Ерина. Он случаем ведает Зое, что никакой премии не было.
Андрей сбегает на ночь к Сереге домой, боясь справедливого гнева супруги. На последующий денек он ворачивается и выяснит, что жена повезла микроскоп в комиссионный магазин. Герой обидно гласит отпрыску, что мать поступает верно, ведь детям необходимы шубы.
Шукшин «Микроскоп»: анализ произведения
Главный герой рассказа – столяр маленькой мастерской при конторе по заготовке зерна Андрей Ерин. Он живет обыкновенной жизнью: прогуливается на работу, время от времени выпивает с друзьями у ларька, растит деток вкупе с гулкой, любящей покомандовать, но вобщем, незлобивой, супругой Зоей. Эти люди похожи на тех, посреди которых вырос в алтайском селе Сростки сам Шукшин. Микроскоп, потаенно обретенный Ериным на месячную заработную плату, на некое время меняет жизнь семьи.
Сумма в 120 рублей была в русские времена большой, на нее вправду можно было жить месяц, поэтому гнев супруги понятен. Ерин отлично знает, что его ожидает и не пробует протестовать. Но в его препираниях с супругой мы лицезреем мягенький юмор, характерный как самому писателю, так и его герою. Андрей Ерин не смешон, а мил, не жалок, а романтичен. Как он великолепен в собственном стремлении к познаниям, пусть эта тяга и смотрится примитивной и смешной. И кажется, что уже его отпрыск должен вырасти более образованным, развиваясь рядом с папой и задаваясь с юношества необходимыми научными и человечьими вопросами.
Одним из определяющих свойств Андрея является доброта – не только лишь в обыкновенном прозаическом смысле, да и общечеловеческом, философском: герой не может жить расслабленно, если людям на Земле угрожает опасность. И несуразно и весело он пробует изыскать пути спасти население земли. Ерин запамятывает о водке, ему скоро становится неприятен сам вид выпивших компаньонов, что всего только одной фразой указывает Шукшин. Микроскоп занимает все его мысли, делает его по-своему счастливым. Улыбаясь, он забирается вечерком в теплую кровать и экзальтированно шепчет супруге: «Будешь скоро с ученым спать».
И запамятывает при всем этом герой рассказа, что кличет его жена грустно «Скважина» да «Кривоносик» (нос у Андрея с горбинкой, поломанный, возможно, в опьяненной стычке), что достает часто сковородник да охаживает супруга (не чтоб реально избить, а так, постращать да пар выпустить) Ведь с кем Андрею поделиться осветившей его жизнь радостью: с отпрыском Петькой да с супругой Зоей.
Некие исследователи считают, что возникновение «чудиков» в рассказах Шукшина было ответом на жизнь в тоталитарном русском обществе, но, думается, такая трактовка сузивает Вселенную героя, какой ее замыслил Шукшин. Микроскоп позволяет заглянуть не только лишь в глубины клеточки, да и в глубины души головного героя, увеличив то, что было неприметно под гнетом бытовых мелочей: доброту, жертвенность, любовь, рвение к новейшей жизни и подчинение происшествиям.
Даже наш беглый анализ рассказа Шукшина позволяет сделать такие выводы. Эта Вселенная «малеханького человека» зависит не столько от общества, в каком он живет, сколько от окружающих его людей, которые способны поломать судьбу или придать ей значимость.