Ведущая деятельность – деятельность малыша, которую он производит в границах социальной ситуации развития. Выполнение ее будет определять возникновение и развитие у субъекта главных психических новообразований на определенной ступени развития в онтогенезе.

На каждом шаге психологического развития формируется особенная соц ситуация развития, которая, в свою очередь, содействует тому, что проявляется соответственная ведущая деятельность. Это и является признаком перехода на более высочайший уровень психики.

Ведущая деятельность способна найти появление нового шага развития, выступая базисным аспектом при его диагностике. Она проявляется не сходу, а должна пройти формирование в рамках социальной ситуации. Более того, новенькая деятельность не будет отменять предыдущий тип.

Как следует, ведущая деятельность является фактором, который обусловливает проявление главных конфигураций и новообразований в психологическом уровне развития на определенных шагах онтогенеза.

Как это происходит? В ее рамках развиваются и тренятся все функции малыша. Это, в конечном счете, приведет к возникновению высококачественных конфигураций. Растущие способности подрастающего человека станут источником для проявления противоречий в системе «ребенок – взрослый», которые «изольются» в несоответствие появившихся его способностей устаревшей форме отношений со средой. Вот тогда начинается особенный кризис развития, содействующий переходу на более высочайший уровень онтогенеза.

Разглядим более тщательно протекание этого процесса, делая упор на данные современных исследовательских работ.

В период младенчества (от рождения до года) соц ситуация будет определяться тем, что небольшой ребенок не может обходиться без взрослого. Он ему нужен не только лишь для обеспечения физических потребностей, но также и для коммуникации. Потому ведущий тип деятельности – конкретное эмоциональное общение малыша – сформирует необходимость и потребность в разговоре с людьми.

На шаге ранешнего юношества (от года до 3-х) малыш получает свободу, которая связана с тем, что он уже способен без помощи других передвигаться. Кроме этого, интенсивно развивается речь, а предки сейчас выступают в качестве посредника меж ним и миром вокруг нас. Конкретно взрослые становятся проводниками, а предметно-манипулятивная деятельность – ведущей. Благодаря ей развиваются и совершенствуются двигательные и речевые умения и способности.

В период дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет) ребенок заходит в мир взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры. В ее рамках он имеет возможность повторить то, что лицезреет в внешнем мире. Вот поэтому возникают игры в доктора, торговца, разбойников, войну, семью и т.д..

В младшем школьном возрасте (от 7 до одиннадцати лет) ведущий вид деятельности значительно меняется: основной становится учебная. Все усилия малыша должны быть ориентированы на то, чтоб усвоить базы наук и стать субъектом деятельности. В социальной ситуации развития возникает новый взрослый – учитель, который сейчас определяет особенности его развития, оценивая усилия и возможности ученика.

Начиная с подросткового возраста (от одиннадцати до пятнадцати лет) ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, которое проявляется в различных соц сферах (учебной, художественной, спортивной, личной и т.д.). Конкретно оно сейчас является определяющим для психологического развития отрока, а воздействие взрослых «отходит» на 2-ой план.

По мере же взросления и социализации человека основной становится трудовая деятельность, содействуя формированию его профессионализма.