Вещий Олег в предании и историографии
Князь Олег Вещий (869-912) известен как основоположник Киевской Руси. Но его биография далековато не так однозначна, как может показаться на 1-ый взор. Это связано с ограниченным числом источников, которые говорят о жизни этого князя, и существенными различиями меж воззрениями современных историков.
Вещий Олег в предании
Согласно летописному преданию возникновение Олега на славянских землях связано с «призванием варягов». В одной из летописей его назвают князем Урманским (Норманнским). В предании Вещий Олег назван либо шурином князя Игоря, либо же племянником Рюрика. Летописи говорят, что умирая, Рюрик сделал Олега регентом при собственном отпрыску Игоре.
Свое княжение Олег начал в Новгороде. Летописи повествуют, что он занимался градостроительством и покорял примыкающие народы. В Новгороде Олег княжил с 869 по 872 года, после этого начал движение на юг. Поначалу он захватил Смоленск, а потом Любеч. В этих городках Олег посадил наместников. Сам же князь двигался далее на юг, пока не дошел до Киева, где в то время правили Аскольд и Дир. По данным летописи Олег выманил их из городка и убил. После чего он преобразовал Киев в столицу (882), окрестив его «мамой городов российских».
Правление в Киеве Олег начал с укрепления юго-восточной границы, где выстроил ряд городков и острожков. Потом он начал завоевание земель к востоку и западу от Днепра. Покорив древлян, радимичей, северян, дулебов, хорватов и тиверцев, Олег значительно расширил границы Киевской Руси. А в 907 г. он отправился в поход на Царьград. Летописная повесть об этом походе возвышает храбрость и хитрость князя. Испуганные греки заключили с Олегом мирное соглашение. Князя, победившего греков, стали именовать Вещим (мудрейшим, знающим). В 911 году Олег выслал в Византию посольство, которое заключило новый контракт. Согласно преданию князь гибнет в 912 году от укуса ядовитой змеи.
Вещий Олег в историографии
Часть современных историков считают, что Вещий Олег был норвежцем, а некие даже идентифицируют его с Оддом из норвежских саг. А именно, существует мировоззрение, что имя Олег – это транскрипция слова «Хельги», обозначающего уроженца Хельгаланда (Норвегия). Другие ученые считают, что «Хелги» переводится как «святой» либо «вещий». Историки так и не пришли к согласию в том, кем был Олег Вещий. Биография именует его то князем, то боярином, то обыденным варяжским дружинником.
Ещё больше споров вызывает неожиданная кончина Олега. Так, часть исследователей, основываясь на хазарском документе X века, считает, что хазары одолели киевского князя и принудили его совершить ещё одно нападение на Царьград. Но поход был плохим, и Олег бежал в Персию, где его скоро уничтожили. Ученые убеждены, что российские летописцы не знали, что случилось с князем, потому расположили в собственных хрониках поэтическую историю смерти Олега, связанную с возлюбленным жеребцом и змеей. Что касается воззрений отдельных историков, то польский славист Г. Ловмянский считал, что первоначальное правление Олега в Новгороде непонятно, а украинский историк Н. Костомаров обосновывал, что этот князь — «сказочное лицо», а не историческая личность.