Война в романе Война и мир Льва Николаевича Толстого. Изображение войны в романе Война и мир
В мире со времен Гомера и доныне нет литературного творения, которое с таковой всеобъятной простотой описало бы жизнь так, как это сделал Лев Толстой в эпопее «Война и мир».
Роман глубочайший, как жизнь
В произведении нет основных героев в обычном осознании этого слова. Российский гений впустил на странички книжки поток жизни, который то громыхает войной, то стихает миром. И в этом потоке живут простые люди, которые являются его органичными частицами. Они время от времени оказывают влияние на него, но почаще несутся совместно с ним, решая свои каждодневные препядствия и конфликты. И даже война в романе «Война и мир» изображена правдиво и актуально. Нет героизации в романе, но нет и нагнетания страстей. Простые люди живут в критериях войны и мира, и проявляют себя конкретно так, как это созвучно их внутреннему состоянию.
Без художественного упрощения
Тема войны в романе «Война и мир» искусственно не выпячивается создателем. Она занимает конкретно столько места в произведении, сколько занимала в реальной жизни российского народа сначала XIX века. А ведь Наша родина в протяжении 12 лет вела неизменные войны, и тыщи людей были в их вовлечены. Европа в смуте, сущность европейской души отыскивает новых форм бытия. Многие скатываются до «двуногих тварей», которых миллионы, но которые «метят в Наполеоны».
Впервой князь Кутузов возникает на страничках романа перед битвой под Аустерлицем. Его разговор, глубочайший и многозначительный, с Андреем Болконским, нам приоткрывает разгадку потаенны той роли, которую сыграл Кутузов в судьбе собственного народа. Образ Кутузова в «Война и мире» странен на 1-ый взор. Это военачальник, но его полководческих талантов писатель вроде бы и не замечает. Да они-то и были в нем, если ассоциировать с Наполеоном и Багратионом, не очень выдающимися. Так чем все-таки он затмил военного гения? А теми эмоциями, той любовью, что вырвалась из его сердца под Аустерлицем, когда российские войска побежали: «Вот что болит!»
Лев Толстой бесчеловечно отрисовывают логику войны. От полного поражения русскую армию в 1805 году выручает безвестный Тушин, а не полководческие таланты Багратиона и Кутузова. Нет колебаний, ферзь могучая фигура, но ее сила преобразуется в силу лошадки без наездника, когда пешки отрешаются за него дохнуть: лягается, да кусается, и все.
Отдельная тема – баталии
Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала открывать перед читателями наилучшие духовные свойства героев произведений. А граф не был литератором и все «разладил». Он поймал звучание человечьих душ. Его герои поступают конкретно в согласовании с звучанием их душ, будь на дворе война либо мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а конкретно – в людской тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.
Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи – через любовь. Наполеон и на миг не колеблется в том, что он управляет судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего только избран тем неописуемым стечением событий, когда всем народам Европы в мозг вселилась ужасная мысль – убивать друг дружку. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон – недоразвитый лилипут с переразвитым разумом?
Схватки огромные и малые
Описания схваток в романе «Война и мир» находятся в полном объеме, огромные и мелкие, во время войны и во время мира. Отступление российских войск от границы тоже было схваткой. «Когда же остановимся?» — нетерпеливо спрашивают у Кутузова юные военачальники. «А тогда, когда все захочут биться», – ответил мудрейший старенькый российский человек. Для их война – это игра и служба, на которой получают заслуги и продвижения по карьерной лестнице. А для одноглазого ветерана и народа – это жизнь, которая одна-единственная.
Бородинская битва является апогеем борьбы меж 2-мя величавыми народами, но всего только эпизодом в жизни каждого, кто остался на белоснежном свете после нее. Всего только денек гремело схватка. И что-то поменялось в мире после него. Европа пришла в себя. Не тот путь развития она выбрала. И Наполеон закончил быть ей нужен. Далее только увядание. И ни полководческий гений, ни политический разум от этого его спасти уже не могли, так как целый люд на Бородинском поле произнес, что он хочет всем сердечком оставаться самим собой.
Рыцари войны
Описывается война в романе «Война и мир» с точек зрения разных людей. Посреди их есть и такие, для которых война является родной стихией. Тихон Щербатый, который топором обладал, как волк зубами; Долохов, бретер и игрок; Николай Ростов на дону, уравновешенный и нескончаемо храбрый человек; Денисов, поэт попоек и войны; величавый Кутузов; Андрей Болконский – философ и харизматическая личность. Что их роднит меж собой? А то, что, не считая войны, для их другой жизни не существует. Образ Кутузова в «Войне и мире» тут просто совершенно нарисован. Его даже, как Илью Муромца, для спасения Отечества с печки стянули.
Это все рыцари войны, в головах которых не миропонимание либо воображение, а животное чутье угрозы. Кутузов не достаточно чем отличается от Тихона Щербатого. Они оба не задумываются, не представляют, а ощущают по-звериному, что есть опасность и откуда она угрожает. Не тяжело представить для себя спившегося Тихона, который побирается около церкви. Николай Ростов на дону в конце романа о кое-чем дискутирует с Безуховым, но во всех дискуссиях ему видятся только батальные сцены.
В романе «Война и Мир» нет ереси ни обычной, ни той, которая сказана ради красноватого словца. Лев Толстой свирепо справедлив в изображении собственных героев. Он их не осуждает никогда, да и не расхваливает. Даже Андрея Болконского, казалось бы, собственного возлюбленного героя, он не делает прототипом для подражания. С ним рядом жить – это мука, так как он тоже рыцарь войны даже в мирное время. Погибель и предсмертная любовь Наташи были ему заслугой, так как он на самом деле собственной души Наполеон, который страшнее реального Наполеона. Его все обожали, а он – никого. Духовная мощь этого рыцаря войны сказывалась даже тогда, когда к нему перед гибелью снизошло умиротворение. Под его воздействие попал даже наидобрейший человек – Пьер Безухов с бескрайним сердечком, а это уже такая опасность для мира, что ужаснее самой кровавой войны.
Раскол в небесах
Андрей Болконский лежал на поле под Аустерлицем и лицезрел небеса. Над ним раскрылась бесконечность. И вдруг подъезжает Наполеон со свитой. «Вот – красивая погибель!», – молвил тот, кто ничего не смыслил ни в погибели, ни, тем паче, в жизни. А что может осознавать в данном вопросе тот, который не ощущает жизни в другом человеке? Вопрос риторический. И сцены войны в романе «Война и мир» все риторические.
Люди носятся по земле, стреляют друг в друга, вырывают кусочки хлеба из чужих ртов, унижают и накалывают близких собственных. Для чего все это, когда небеса бездонно размеренны? Небеса расколоты, так как в душах человеческих тоже раскол. Каждый вожделеет жить рядом с хорошим соседом, но в то же время наносит духовные раны конкретно хорошему человеку.
Почему война и мир в жизни рядом?
Толстовское изображение войны в романе «Война и мир» неотделимо от изображения мира, так как в реальной жизни они единосущны. А российский гений отрисовывают конкретно реальную жизнь, а не то, что ему бы хотелось созидать вокруг себя. Его философские рассуждения в произведении достаточно примитивные, но в их больше правды, чем в идей высоколобых ученых. Ведь человек не есть формула на бумаге.
Страсти молвят почаще посильнее разума. Каратаев не поэтому мудр, что умен, а поэтому, что жизнь поглотил каждой частичкой собственного тела: от мозга до кончиков ногтей. В романе отражена единосущность нескончаемого процесса жизни, в каком — бессмертие рода человеческого, а означает, и каждого человека в отдельности.
И треснул мир пополам — дымит разлом
Болконский на операционном столе, а рядом с ним пилят ногу Анатолю Курагину. И 1-ая идея в голове Андрея: «Для чего он тут?» С такими идеями неважно какая сцена в жизни людской в единый миг готова обратиться в батальную сцену. Война в романе «Война и мир» не только лишь там изображается, где стреляют пушки и бегут люди в штыковую атаку. Когда орет мама об убитом младшем отпрыску, разве это не батальная сцена? А что может быть более батальным, чем то, когда два человека говорят о жизнях и смертях миллионов людей, которых оба и в глаза не лицезрели? Расколот свет небесный на войну и мир, расколот.
Краса жизни в романе «Война и мир»
Лев Толстой безжалостен в изображении человечьих образов, безжалостен и в изображении самой жизни людской. Но краса ее видится в каждом слове величавого романа. Безухов вытаскивает из огня малыша, отыскивают мама. Кто-то сонно отвечает на вопросы, окаменев от бед. Но сам Безухов и его бездумные поступки воспринимаются читателями, как необыкновенная краса людской души.
А подслушанные Болконским экстазы Наташи Ростовой в ночной тиши! И даже злосчастная Соня со собственной бездетно-яловой душой тоже имеет свою тоскливую, щемящую красоту. Она вел войну за свое счастье и проиграла войну неумолимой судьбе. Война в романе «Война и мир» имеет тыщи цветов, как и краса.
Неказистый Тушин, который ядра руками кидает в врага, растет в сказочного красивого гиганта не только лишь в его воображении. Он становится сродни тому дубу, с которым говорил Андрей Болконский. Сцена совещания генералов после Бородинского схватки подана в романе через восприятие малыша. И как прекрасно смотрится то, как увидел и запомнил ребенок совещание: «Дедушка пробудился, и все его послушались»!
Достать до небес
После написания романа «Война и мир», по воззрению многих критиков, Льву Николаевичу Толстому только два раза удалось подняться на верхушку сверхправдивого литературного искусства – в «Дьяволе» и в «Исповеди», но кратковременно.