Воспитание сказкой
Почему-либо у неких из нас слово «воспитание» ассоциируется только с нравоучениями: туда не ходи, этого не делай, так поступать нельзя. Вот только эффект от такового воспитания маленький: у малыша может включиться режим «назло маме уши отморожу». Почему бы не испытать более ненавязчивый способ воспитания — например, воспитание сказкой?
Воспитание сказкой — один из самых старых способов воспитания деток. Через сказки наши праотцы передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, собственный актуальный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для малыша: на их опыте он обучался тому, как необходимо либо нельзя поступать. Таковой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»
Но для того чтоб воспитание сказкой было действенным, недостаточно просто поведать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку необходимо подбирать зависимо от возраста малыша, особенностей его нрава. Скажем, до 2-ух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте малыша навряд ли заинтригует притча. К восприятию сказки малыша необходимо подводить равномерно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.
Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет отлично идут традиционные детские сказки, на которых подросло не одно поколение деток: «Теремок», «Репка». Они неплохи тем, что действие в их построено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку…» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некое время можно перейти к более длинноватым и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка».
Кстати, в этом возрасте ребенку нередко бывают более понятны конкретно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку очень сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его осознанию. В возрасте 2-3 лет идеальнее всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
В три года в лексиконе у малыша возникает слово «я», он начинает обдумывать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с основным героем сказки, так что подбирать необходимо те сказки, в каких есть герой, с которым ребенок мог бы себя сравнивать. Кстати, в этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, потому пол головного героя должен совпадать с полом малыша — в неприятном случае ребенок растеряет энтузиазм к притче, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания малыша 3-5 лет лучше подбирать сказки, в каких верно видно, кто неплохой, а кто — нехороший, где темное, и где — белоснежное. Ребенок еще не умеет различать аспекты и полутона. Стоит избегать сказок в каких романтизируется стиль жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из их не то, что вы ждете, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книжки Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон… Да не достаточно ли не плохих детских книжек! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели меж их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так…».
В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку осознать, что в мире нет полностью нехороших и полностью не плохих людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать отличные поступки (пусть и несознательно). Но не надо спешить с этим шагом: пока ребенок верно не усвоит из более обычных сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сумеет различать аспекты.
Чтоб воспитание сказкой принесло свои плоды, необходимо не только лишь верно подобрать сказку, да и верно ее преподать: малость обсудить с ребенком сказку, чтоб он сумел осознать ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы. Неплохой прием — придумать вкупе с ребенком сказку, в какой он будет основным героем. И фантазию разовьете, и воспитательный эффект находится.
Кстати, воспитание сказкой — не единственная сфера внедрения детских сказок. Детские психологи и психоаналитики интенсивно употребляют сказкотерапию для малышей для борьбы с разными психическими неуввязками.