Воздвижение Креста Господня – икона, которая имеет несколько изображений. Это связано с тем, что каждый богомаз описывал нахождение Креста Иисуса по-разному, стараясь указать главные детали. Для христиан тех пор это большущее событие, потому в его честь было выстроено несколько храмов, церквей, сочинены молитвы, песнь, тропарь, священные тексты, установлена дата одноименного праздничка.

Воздвижение Креста Господня: история

Исторические факты говорят, что возвращение Животворящего Древа вышло благодаря императору Константину Величавому и его мамы Лене. Константин был по роду римлянином, по вере, как и его отец, язычником, а мама была христианкой. После погибели отца императрица Лена интенсивно занялась распространением христианства. Отпрыск пришел к этой вере не сходу. Этому содействовало знамение перед одной принципиальной битвой. Долгие сомнения, истязания, воззвания, мольбы к Богу содействовали знамению — возникновению креста на вечернем небе. Это лицезрел правитель со своим войском. Ночкой ему тоже приснился Иисус, который известил его о будущей победе над противником, если на одежке, оружии, знаменах воинов будет изображен Его знак.

Константин, исполнив божью волю, выиграл битву. Среди побежденного городка воздвигли скульптуру, держащую крест. Но этот случай не привел к возникновению нового религиозного праздничка — «Воздвижение Креста Господня». Значение его было осознано людьми позднее. А пока отпрыск Константин просит мама отыскать Животворящее Древо.

Поиски императрицы

Она поехала на родину Христа (Иерусалим), выяснила у старенького еврея четкое размещение гробницы. Крест находился под языческим храмом (язычники на христианских святынях строили свои храмы, алтари жертвоприношения, пытаясь запомниться населению земли, но тем делали метки для христиан).

Когда землю раскопали, то узрели три креста. Согласно легенде, императрица Лена с патриархом Макарием обусловили Крест Иисуса по его расчудесной силе. Каждую найденную дощечку по очереди прикладывали к нездоровой даме, а потом к мертвецу. Итог был моментальный: дама оздоровела, а мертвец воскрес. Все присутствующие еще более уверовали в Бога, захотели приложиться к кресту. Но потому что народу было много, то епископ с возвышенного места стал воздвигать Животворящее Древо над всеми собравшимися со словами «Господи, помилуй». Отсюда пошло заглавие — Воздвижение Креста Господня. Молитва была составлена позднее. В ней христиане кланяются Кресту и прославляют имя Господа.

Правитель Константин с мамой Леной сделали почти все для христианства. При их правлении гонения на христиан закончились, строились храмы, монастыри, соборы, церкви. Только после отысканного Креста Иисуса было основано восемьдесят храмов на палестинской земле, где ступала нога отпрыска Господа. Императрица Лена привезла отпрыску часть Животворящего Креста с гвоздями. Константин повелел воздвигнуть храм в честь этого действия, который и был построен и освящен спустя 10 лет. Денек его открытия (четырнадцатое сентября 335 года) становится датой празднования Воздвижения.

Мама не дожила ранее действия, а сам Константин стал христианином незадолго перед гибелью, считая неосуществимым принять таинство ранее. За их награды церковь отнесла отпрыска с мамой к святым, присвоила статус равноапостольных. Их лики показывает икона «Воздвижение Креста Господня».

Значение этого церковного праздничка

Существует еще одна легенда о Животворящем Древе. При нападении персов под предводительством Хозроя Второго был украден Крест Господа совместно с патриархом Захарием. Спустя четырнадцать лет правитель Ираклий победил персов, высвободил патриарха, вернул христианам их святыню. Когда же он нес крест в храм Воздвижения Креста Господня, то на горе Голгофа не сумел сделать ни шага. Патриарх Захарий растолковал причину этого явления, потому правитель снял свои королевские одежки и внес Животворящее Древо вовнутрь строения. Какова из 2-ух легенд является основанием празднования Воздвижения? Никто до сего времени не обусловился, а историки не могут дать четкое разъяснение. Поэтому православные христиане чествуют награды Лены с Константином, а католики говорят про правителя Ираклия.

Церковный праздничек Воздвижение отмечается католиками и православными христианами в различные деньки с триста 20 шестого года, когда отыскали Голгофский крест. У католиков это четырнадцатое сентября, а у православных – 20 седьмое сентября (предполагается исчисление по Григорианскому календарю).

Торжество имеет определенную последовательность, главную роль играет икона «Воздвижение Креста Господня». Значение праздничка показывает его другое заглавие — Воздвижение Добросовестного Животворящего Креста Господня, другими словами слава имени Господа через воздвижение креста. Торжество заходит в число 12-ти принципиальных праздничков, идущих после Пасхи (поэтому другое его заглавие — двунадесятый). Как Пасха, он имеет предпраздничный (день) и постпраздничный (неделя) периоды.

Отличие католического и православного праздничка

Ранее православные христиане намедни Воздвижения с заката до рассвета совершали всенощное бдение с малой вечерней. К определенному времени Животворящее древо переносят на престол с алтаря. Сейчас этот ритуал встречается изредка, поэтому Крест заблаговременно кладут на престол. В алтаре на утрене читается Евангелие, позже происходит песнопение. Воздвижение проходит без целования Евангелия и помазания после его чтения.

Как священник вполне облачается, начинается Величавое славословие. Настоятель совершает определенные деяния с Крестом, читает тропарь Воздвижению Креста Господня. Дальше тропарь воспевается троекратно с земными поклонами, потом все перебегают к стихирам с помазанием елеем. Завершается богослужение ектенией, освобождая место литургии.

Католики праздничек отмечают с вечера либо с утра (все находится в зависимости от того, на будничный либо воскресный денек приходится 14 сентября). Вечернее богослужение начинается с латинского ритуала, а утреня состоит из 3-х ноктюрнов, посвященных истории возвращения Креста Господня, проповеди папы римского. Последовательность шагов католического праздничка прописана в миссале (богослужебной книжке). Так что никаких конфигураций не произойдет, ну и проповедь на Воздвижение Креста Господня подобна текстам Страстной недели.

Иконы Воздвижения

Потому что праздничек отмечается католиками и православными по-разному, то иконы имеют различные сюжеты. С пятнадцатого века богомазы изображают много людей у храма, центр занимают диаконы с патриархом, который воздвигает Крест, увенчанный растениями, а с обратной стороны изображены правитель Константин с мамой Леной.

Ранее периода икона перетерпела различные конфигурации и заполучила разный вид:

  • Константинопольский храм Святой Софии изображает с двенадцатого века на иконе образы равноапостольных Лены с Константином, которые держатся за Крест. Этот образ отрисовывали, вырезали из дерева, складывали из мозаики.
  • В румынском монастыре Бистрица Воздвижение Креста Господня — икона — изображает троицу: Константин с Леной молятся около патриарха.
  • Ватиканская миниатюра одиннадцатого века изображает правителя Василия Второго с Крестом с епископами. Кстати, у католиков и православных рядом с епископом всегда изображены диаконы, охраняющие Крест. Это связано с легендой, что кто-то из обычного люда, преклоняясь перед Животворящим Древом, отгрыз щепку. Поэтому диаконы наблюдают за поведением христиан во время Воздвижения.
  • Столичная икона семнадцатого века повествует о праздновании Воздвижения. Перед храмом стоит патриарх Макарий с диаконами и Животворящим Древом. Судя по положению рук, может быть, епископ проводит тропарь Воздвижению Креста Господня. По обе стороны стоят равноапостольные Константин с Леной. Снизу размещается хор церковных певцов. По краям размещены апостолы со святыми.
  • Капелла Сан-Сильвестро тринадцатого века повествует о раскопках Лены. Люди раскапывают гробницу Иисуса, где лежат три креста. На фронтальном плане изображается образ беспомощного, чтоб напомнить о расчудесной силе Животворящего Древа.

Главное отличие церковных икон от православных – это изображение исторического факта возвращения Креста. Православные изображают Лену с Константином, а католики – правителя Ираклия. Таким макаром, вроде и различная у христиан икона Воздвижения Креста Господня, значение же у всех однообразное – вера в Бога, принятие факта Воскресения Отпрыска Божьего, почитание Креста как спасение всего рода людского. Этот церковный праздничек посвящен не плачу о страданиях Христа, а радости после перенесенных испытаний. Крест рассматривается как орудие искупления, возвышая его, христиане прославляют имя Христа.

История появления распятия

С течением времени Животворящее Древо растащили по кускам в различные церкви, сейчас христиане только образно прославляют имя Господа. При всем этом Евангелие нигде не упоминает о происхождении креста в отличие от апокрифических сказаний. По богомильской легенде, дерево Добра и Зла из райского сада образовало три ствола, знаменующих Адама, Господа и Еву. После изгнания людей из рая остался только ствол Бога, а две другие части дерева попали на землю. Конкретно из их будет изготовлено распятие для Христа (имеется в виду Воздвижение Креста Господня). Фото апокрифов можно отыскать в музеях и летописях (самые пользующиеся популярностью работы Пьеро делла Франчески).

По «золотой» легенде, после погибели Адама проросла сухая ветвь дерева Добра и Зла, которую принес его отпрыск от архангела Миши, чтоб продлить деньки отца. Дерево это росло до возникновения царя Соломона, который срубил его для строительства храма. Но из бруса выстроили мост, по которому отказалась идти королева Савская, открыв всем значение этого дерева. Соломон зарыл этот брус, но через какое-то время его отыскали. Дерево омывала вода, которая имела целительные характеристики, поэтому тут была базирована Силоамская купель. После захвата Иисуса брус этот выплыл на поверхность, а иудеи использовали его для базы распятия. Поперечные доски были взяты из деревьев других пород.

Церкви Воздвижения

1-ая церковь, построенная в честь Животворящего Древа, была построена на палестинской земле в четвертом веке, при императрице Лене. Потом с течением времени появились Антиохийская, Константинопольская, Александрийская, Римская церкви. Сходу находятся писатели канонов и стихир. Более известными являются творцы Косма, Феофан, которые желали связать сюжеты Нового и Ветхого Завета. Так, упоминаются прототипы патриарха Иакова, Моисея, Богородицы и связываются с Иисусом, Животворящим Древом. С течением времени были составлены молитвы, тропарь, кондак, каноны и акафист Воздвижению Креста Господня.

На сегодня сотворена тыща церквей, храмов, монастырей, соборов в честь Животворящего Древа по всей Рф (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермский край, Свердловская область, Калининград, Красноярск, Омск, Петрозаводск, Тутаево, Санкт-Петербург, Республика Коми, Кизляр, Севск, Тверь, Белгород, Воронеж, Ижевск, Иркутск, Карелия, Калмыкия, Уфа, Калуга).

На местности других государств христиане также отстроили религиозные объекты в честь Воздвижения. На Украине эти церкви находятся в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской области, Полтаве, Каменец-Подольске, Ужгороде. В Молдове под Тирасполем размещается Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь с бессчетными постройками. Там же находится музейная библиотека с редчайшими книжками и святынями, описывающими Воздвижение Креста Господня (икона, молитва, песнь и иная христианская атрибутика религиозного праздничка описаны в церковных изданиях).

Видите ли, по всему миру можно отыскать монастыри, церкви, соборы, храмы, построенные в честь Животворящего Древа. В почти всех из их сохранены христианские святыни, проводятся религиозные богослужения. Другие же употребляются как культурные туристские объекты. Подробнее остановимся на столичных церквях.

Недействующие московские храмы Воздвижения

  • Крестовоздвиженская церковь. Отстроена к тыща 600 восемьдесят первому году русским царем Федором Алексеевичем. Богослужения не проходят, потому что церковь совместно с другими теремными религиозными постройками составляет Кремлевский Большой дворец, также считается частью Резиденции русского президента.
  • Воздвиженский храм Никольского монастыря единой веры. Строительство объекта было закончено к тыща восемьсот шестому году, а освящен митрополитом Филаретом он был только через 40 восемь лет. Большевиками был разгромлен, в 90-х годах передан во владения Церкви, на средства которой реставрировали исторический объект. Храм не проводит сейчас проповедь на Воздвижение Креста Господня, потому что считается объектом культурного наследства Рф.
  • Серпуховская Воздвиженская церковь. Построена к тыща семьсот 50 пятому году на благотворительные пожертвования купеческой семьи Кишкиных. Просуществовала церковь до русских времен, потом, как и многие религиозные объекты, была закрыта, а позже разрушена. Сейчас ее помещения употребляются текстильной компанией под склад.

Действующие московские храмы Воздвижения

  • Старообрядческая церковь Воздвижения. Находится в Преображенском районе городка Москвы. Храм построен к тыща восемьсот одиннадцатому году на женской местности Преображенской общины. Старообрядческая церковь Воздвижения Креста Господня продолжает работать, хотя ценности при русской власти были перевезены в Крестовоздвиженский храм.
  • Алтуфьевская Воздвиженская церковь. Сотворен храм под управлением И. И. Вельяминова к тыща семьсот шестьдесят третьему году на местности усадьбы Алтуфьева, неподалеку от пруда. Церковь заходит в Троицкий благочиннический округ Столичной Епархии, действует до сего времени.
  • Воздвиженский храм на Чистом Вражке. Заходит в Центральный благочиннический округ Епархии городка Москвы. Заглавие получил от оврага, по которому вывозили в девятнадцатом веке навоз с королевских конюшен. Храм выстроили к тыща семьсот восьмому году. Русский период наложил собственный отпечаток на религиозную деятельность, но с 1992 года богослужения возобновились. Так что сегодняшние христиане также могут слушать акафист Воздвижению Креста Господня.
  • Черкизовский Воздвиженский храм. Его еще именуют церковью Илии Пророка. Сейчас заходит в Воскресенский благочиннический округ Столичной Епархии. Основан храм Ильей Озаковым в четырнадцатом веке. Два раза церковь реконструировалась, но не из-за русских антирелигиозных взглядов, а из-за недостающего места для прихожан. Это один из немногих храмов, который устоял в русский период, потому что прихожане с духовенством выслали миллион рублей И. В. Сталину на нужды боец Величавой Российскей Войны.
  • Иерусалимский дамский Воздвиженский монастырь. Построен к тыща восемьсот шестьдесят пятому году в Домодедовском районе Столичной области. Ранее тут размещалась богадельня, которая с течением времени перевоплотился в общину, на местности которой было построено три храма: Богоматери Успения, Божьей мамы Иерусалимской, и 3-ий храм — «Воздвижение Креста Господня» (икона с изображением креста и вида Девы Марии находилась в каждой церкви). В русское время монастырь закрылся, но уже в годы перестройки (1992 год) был передан Столичной Патриархии для продолжения религиозной деятельности.
  • Брусенский Успенский дамский монастырь. Находится на местности Коломны Столичной области. Вначале основан к тыща 500 50 второму году как мужской храм, но просуществовал в таком виде до Смутного времени. Дамский монастырь, невзирая на многие религиозные постройки, русскими властями был закрыт, а позже отчасти разрушен. С 1997 года постройки стали восстанавливать, а к 2006 году весь монастырь был восстановлен.
  • Коломенская церковь «Воздвижение Креста господня». Молитва проходила в церковный одноименный праздничек с 1764 года. Но спустя 70 три года церковь была перестроена на средства сестер Н. К. Колесниковой и М. К. Шараповой. При русской власти тут размещалась картонажная фабрика. На нынешний момент церковь действует как объект культурного наследства Рф.
  • Воздвиженский храм в Дарне. Относится к Истринскому благочинническому округу Столичной епархии. Вначале храм заработал с 1686 года. После пожара в восемнадцатом веке был поновой построен Лазарем Гниловским к 1895-му году, по проекту российского конструктора Сергея Шервуда. Но еще 5 лет длилось строй работы на местности церкви, куда входили школа, ограда, дома священников, свой кирпичный завод. Во время Российскей войны храм был стопроцентно разрушен, с 1991 года отдан во владение церкви. Долгие десятилетия шли реставрационные и восстановительные работы.

Снесенные московские церкви Воздвижения

  • Столичный Крестовоздвиженский монастырь на Арбате. 1-ое строительство религиозного объекта приходится на 1540 год в связи с датой доставки святынь, в множестве которых и «Воздвижение Креста Господня» (икона). Через семь лет монастырь сгорает дотла. Еще многие годы церковь вновь и вновь воздвигается различными правителями после военных разгромов, но совсем разрушена большевиками.
  • Армянская Крестодвиженская церковь. Построена в 1782 году в Москве на средства Ивана Лазарева, по проекту конструктора Юрия Фельтена. Русские власти этот объект снесли, а потом выстроили школу.
  • Тульский Воздвиженский храм. Сначало появилась древесная церковь в 1611 году. Спустя восемьдесят 5 лет пожар спалил все постройки дотла. На этом месте выстроили каменный храм, который опять оснастили всеми святынями (здесь же была Толгская икона Богоматери, предел Тихона Воронежского, также икона «Воздвижение Креста Господня»). Фото храма можно отыскать исключительно в исторических летописях. Большевики все религиозные постройки снесли и сделали на его местности Крестовоздвиженскую площадь.

Воздвижение Креста Господня является принципиальным праздничком у христиан. Торжество у католиков и православных имеет отличия, но смысл у их единый. Принципиально сохранить веру и любовь к Богу, прославить имя его за перенесенные мучения.