ВСЕ ЭТО – РОДИНА МОЯ!

Понятие Родины многогранно в поэзии Т.Травнiка, как и сам поэт. В стихотворении «Родина» Терентiй рас-крывает эту многогранность и многослойность  от «дере-венского плетня» и «изб с задраненною крышей», до «ки-теля и гимнастёрки», «ворожбы и кистеня» – «всё это Ро-дина моя». Это понятие распространяется далековато за  преде-лы означенных границ Рф:

        Ещё скажу: от Солнца – 3-я,
        С названьем в 5 букв – Земля,
        Одна шестая часть от суши –
        Всё это – Родина моя!

Из дневника поэта:

«С чего начинается Родина?» – какой верный и принципиальный вопрос, какие примечательные слова, какая удиви-тельная песня! А, вправду, с чего же она начинает-ся? Вопрос каждому из нас и ответ – для каждого из нас… Мне, обращающегося в собственных произведениях к данной теме, может, как никому другому, нужно это пони-мать. Как  нередко я произношу эти слова не только лишь в собственных путешествиях либо в минутки уединенного отдыха, да и в хоть какой другой выразительной, чувственной ситуации. Сколько ответов я перебрал, сколько красивых мгнове-ний были мною поставлены ответами на этот весомый вопрос и все казались верными, все подходящими, все отве-чающими, но не до конца. Почему-либо всегда оставалось состояние в душе, которое давало подсказку мне, что нужно еще пошевелить мозгами, нужно еще что-то осмыслить. Не знаю, как это выразить, но как-то я отметил, что ответ, получае-мый на этот вопрос в каждом моем возрасте мало другой, видимо дополняемый новым, обретенным с возрастом опытом, он меняется. Что-то постоянно, а что-то привносится, но общность в понятиях Родины все равно сохраняется. Так все таки с чего начинается Родина? С «рисунки в твоем букваре», с не плохих друзей, с песни матери… либо со всего этого сходу и с чего-то еще совершенно другого, неуловимого?..
Попытайтесь ответить на этот вопрос. Уверяю вас, это будет тяжело, очень тяжело. Это все равно, что от-ветить с налету на вопрос, чем вам являются, напри-мер, дружба, вера, счастье, любовь… Но речь на данный момент не об этом, речь на данный момент о Родине: о доме, о семье, о стране,.. а может о земле либо о Земле?.. Может и о Земле, но снача-ла о Родине, ведь вопрос прозвучал конкретно так: с чего на-чинается Родина? Замираю… вдумываюсь, вслушиваюсь, всматриваюсь, ищу, ищу ответ… Вчитываюсь в написан-ные стихи, свои, чужие, многие об этом и многие с отве-тами. Так почему так трудно ответить на этот вопрос? Может поэтому, что ты тут, ты на Родине, ты в ее любви, ты в ее началах?..
Эмиграция, ностальгия… Спрашивал у друзей, поки-нувших Родину, «пересаженных», как они сами себя назы-вают. Спрашивал, и мне отвечали, отвечали глубоко и нередко схожее было в их ответах, отвечали, вспоминая детство, 1-ые калоритные детские воспоминания: мать, папа, двор, школа, игры… и всё в детстве. На этом нередко рас-сказ обрывался, но становилось понятным, что Родина начинается с чего-то принципиального в детстве. А может она с него и начинается? Со всего, что происходит с нами в на-шем детстве?
         И здесь я понимаю, понимаю в один момент, как озарение касается меня это осознание, понимаю, что не просто в детстве, а то, что в первый раз с нами происходит и –  в дет-стве. Неуж-то это так, неуж-то 1-ые воспоминания, 1-ая встреча детской открытой души, души неиска-женной правилами взрослой жизни, ее условностями и есть то, с чего и начинается для каждого из нас своя Ро-дина? Если это так, то хоть какое счастливое, колоритное, полное незапятнанных переживаний воспоминание из юношества и есть тот ручеек, то начало, поточнее одно из главнейших начал, которые много позднее соединяются воедино и образуют в каждом из нас ту красивую, широкую реку, которую мы и называем Родиной и которая нас несет в собственных водах Жизни… Может потому так важен этот, нередко зада-ваемый вдумчивой душой вопрос. А сейчас скажу по-другому: с чего начинаешься… ты? Не с Родины ли? А Ро-дина, твоя Родина? Не с тебя ли… в детстве?
                                                                                                                           
                                                                                Лето 2004 года

Свою изумительную и искреннюю любовь к Родине поэт выражает высочайшей штатской позицией по отноше-нию ко всему происходящему в Рф, отражая своим творчеством эру собственного времени. «Лихие» годы начала 90-х XX столетия, когда разваливался Русский Альянс, всю свою боль за путаницу и бандитизм, накрывший страну с головой, когда «раскрылись границы» и запятанным потоком хлынула нечисть разврата и вседозволенности, Т.Травнiкъ выразил в стихотворении, написанном в два-дцать семь лет. Потом это стихотворение стало известной песней «Владимирка», часто исполняемой и сейчас юными певцами и бардами, ну и просто люби-телями поэтического слова в музыке. Читаешь о тех време-нах двадцатилетней давности и невольно окунаешься в ат-мосферу тех дней, где «каждый денек тут Христос распи-нается вновь», где все покупается и продается: «литр водки – две «кати», а душа – ни шиша». Времена застоя превра-тились в застольные времена – «с утра пьют, днём блюют, ну, а руки хоть в перстнях, да под камнями – кровь». И только «оглохший звонарь, превратившись в язык… в ко-локольном крике решил умереть, чтобы озябшую Русь собственной гибелью согреть». Горько читать строчки, обращённые к «лапотнику русскому, дворянину с топором»:

    Эй ты, лапотник российский, дворянин с топором
    С безграничной душою, да заштопанным ртом –
    Под Смоленском – ограблен, под Рязанью убит
    И в проваленной яме под крестом опьяненный дремлет.

Какой он, молодой Травнiкъ? Как отзывалась его мо-лодая душа на жизнь? В те годы поэт не расставался с ги-тарой. Им были написаны сотки песен. Как вспоминает сам Травнiкъ «…стихов я не писал, а все отдавал во власть му-зыки. Так и гласил – написал не стихотворение, а песню. Пишу слова, а слышу, как они поются, как звучат в мело-дии. Стихи не все поются, а если быть четким, то у стихов своя внутренняя мелодия, а что поется, то в какой-то момент становится песней. Если попадется в руки профессиональному композитору, то станет восхитительной, а то и величавой пес-ней. И если уж песня появилась, то стихотворение, как произведение искусства исчезает. Попытайтесь и прочитай-те после услышанной песни стихами произведение Влади-мира Высоцкого, ну, к примеру, «если друг оказался вдруг…» либо процитируйте песню Андрея Макаревича. Получится нараспев. Не звучат стихи уже, но… поются. Вот так и бывает в жизни со стихами, рожденными для пе-сен. Почти все перерождается в искусстве слова, но есть конкретно стихи и только стихи. Они не поются, их петь – за-прещено, они могут только произноситься и в этом их высшее назначение   –  быть конкретно произнесенны-ми».
В 1994-м Т.Травнiкъ пишет в «Письме к Родине»: «без огня, без боли, рваная, да в пятнах, по земле по горь-кой ересь в цветах прошла». И совершенно «не любо мне» – го-ворит поэт о «рынках бойких» и «ярмарках бесхозных», когда Наша родина перевоплотился заместо страны с «рыночной экономикой» в сплошной рынок и многие люди, в особенности поколение 50-60-х остались не удел – разваливались пред-приятия и тридцати-сорокалетние граждане: инженеры, учителя, докторы – вынужденно занялись торговлей, чтоб выжить. Поэт восклицает об увиденном:

    Память вся исклёвана, стаей разворована,
    А на колокольнях каждый гул, что стон.
    Русь моя прощальная, песнь моя грустная…
    Почему я гостем стал, там, где был рождён?
 

В почти всех стихотворениях 90-х годов XX столетия, в период общественно-исторических конфигураций, присутст-вует образ поэта-гражданина, выражающего поэтическими строчками своё отношение к происходящим событиям. В стихотворениях «Оловянные бойцы», «К войне в Чечне» поэт открыто выражает своё отношение к локальным кон-фликтам, войнам и их последствиям, терзавшим тогда Рос-сию. В стихотворении «Русь», написанном в октябре 1993 года, поэт, точно передавая атмосферу тех лет, гласит о возможности российского народа к возрождению:

             А люд на Руси, как травка, хоть коси,
      Только дай прорасти – всё поймёт и простит.

«Отшумели» лихие девяностые, но вновь «болит душа о том, что было, болит душа о том, что есть на данный момент»  – эти слова, из 90-х, относятся и к нынешней Рф. Страна поменялась, поменялись и мы – стало больше преуспевающих, но боль и тревога за будущее лю-бимой Родины и судьбы человеческие беспокоят душу поэта и выливаются в его именитые строчки, которые будут позднее цитироваться многими, как вопрос к совести страны, а зна-чит и к нашей с вами:

        Обречена страна на погибель
        Где юношества нет и старость нища.

В этих 2-ух строчках выражена вся действительность жизни сего-дняшней Рф: бедные пенсии, на которую старики «выживают» и такие же бедные пособия на малышей, со-циальная незащищённость юных профессионалов и людей предпенсионного возраста. Сломан институт возрастной преемственности поколений. А ведь малыши по природе нуж-даются в опеке  собственных родителей, а предки в свою оче-редь нуждаются в актуальном опыте и мудрости людей старшего поколения. Вкладывая в нынешних малышей веч-ные ценности любви и, закладывая в их души фундамент духовных ценностей, нравственной культуры и националь-ных, извечно российских традиций, воспитывая высочайшие чув-ства патриотизма к собственной Родине – правительство вносит в будущее Рф. Пренебрегая нуждами людей старшего поколения, мы подрываем свои корешки, забываем, что конкретно корешки дают жизнь всему дереву. Засохнут, умрут корешки – умрёт и всё дерево. Иван Андреевич Крылов рус-ский писатель и баснописец (1769-1844) отдал прекрасный образ свиньи, которая лакомясь желудями, наобум под-рывает корешки дуба: «Только были б жёлуди, а корешки нам не необходимы…». В стихотворении «Осеннее – весной…», даже заглавие этого стихотворения – неоднозначное, Т.Травнiкъ гласит что «золотая середина» только там,

        Где есть способности у жизни
        Заканчивать себя в почтенье
        И с вдохновеньем начинать.

А пока, как досадно бы это не звучало, путешествуя по дорогам Рф, поэт с гру-стью отмечает: «Я столько печали вызнал от дорог, беседуя с жизнью с обочин» и «столько вызнал горьковатых слёз, надежд и пустых ожиданий».
    Как поэту-гражданину, Т.Травнiку характерно чув-ство высочайшей ответственности перед своими читателями, своим народом. «И если был бы я откуда, так что находить –народный я»! В его стихотворных строчках заключена ред-кая энергия и мужественная сила, проступает твёрдость этических ориентиров, идеальная верность высочайшему ду-ховному выбору. В стихотворении «Наша родина, ты ли винова-та», он смело, с горечью, гласит о том, что в современной Рф «несмышлён тут каждый 5-ый, что каждый тре-тий не у дел» и задаёт вопрос: «И кто расставил по местам весь этот совершенный срам»? В этом стихотворении бук-вально любая строчка имеет животрепещущий для нынешней Рф смысл. Поэта тревожит судьба собственного поколения, на-рода и Родины. Как-то по особому горько звучат тут эти привнесенные «словечки», которые поэт никогда не ис-пользовал в собственных произведениях, но тут их выставляет, как возглас, как акультурный гротеск, как государственный позор:

                  Кто променял тебя, Наша родина,
                 На «вау, шоу и викэнд»?
          Сыны твои? А впрямь, сыны ли?!
         Кто просто обличил момент,
               
 И вгрызся князем в это тело,
         Что на для себя ещё хранит,
         То, что ценили наши деды –
         Души народной честь и стыд.

Сколько праведного гнева и боли вложил поэт в ка-ждое слово этого стихотворения, напоминая своим совре-менникам о хранении величавой ценности «души народной», её «чести и стыда». «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство» – эти слова российского по-эта, исполнителя авторской песни Булата Окуджавы (1924-1997), написанные в 1988 году, и сейчас звучат, как нрав-ственный камертон.
Не может бросить флегмантичным поэта и засорение российского языка различными зарубежными словечками и сло-вами-паразитами. В «Аналитической статье к именной вы-кладке» Т.Травнiкъ-публицист пишет: «Язык является идеальным индикатором всего нашего состояния, нашей духовной жизни. Грубеет жизнь, уродуется и наш язык, беднеет наша способность ощущать, осознавать и знать. Языковая культура, осознание слова, владение им, сохранение чувства ответственности внутри себя за произнесенное – есть направляющая для нашего существования, от коей почти во всем будет зависеть – пойдёт ли наше развитие благооб-разно и гармонически, либо исказится, свернёт в другую сто-рону и, в итоге, приобретёт отталкивающую, уродливую форму. Наш язык оскудевает, а мы теряем ощуще-ние времён тем больше, чем явственнее выражено наше рвение к грубому и простому слогу».
Дилемме слов-сорняков в российском языке поэт по-святил целый цикл стихотворений «Уроки хРУСтСКОГО языка», где Травнiкъ с печальной драматичностью ведёт уроки о словах, засоряющих российский язык. И на нынешний мо-мент этот урок не окончен, так как гуляют вовсю в на-шем лексиконе слова и выражения: «типо сообразил, вроде бы слышал», «мозолистое, шмыгающее из-под носа «ну», ко-торое нередко обозначает естественное «да»; а заместо «чего», брошенное через полусжатые губки «чё», «чаво». В этой же статье Т.Травнiкъ высказывает идея о том, «что чем выразительнее, стройнее и богаче язык народа, тем выше его способность к развитию собственных, как культурных, соц, так и умственных пространств». Исходя из этого осознания сохранения богатства и самобытности могучего российского языка, его  выразительности, поэт своим  словом стоит на охране красы и полноты родного языка, не допуская непочтительного дела к нему, общаясь со своим читателем словами, в которые вложены понятия нескончаемых ценностей добра и любви. Конкретно высочайшая духов-ность российского слова является тем мостиком, который со-единяет нас с миром горним и вдохновляет «выучить рус-ский, чтобы звёздный  позже без усилий осознавать». Да, рус-ское слово – особенное, и Травнiкъ знает об этом и передаёт нам частицу этого познания:

Не асоциируйте, не сравнится
Русскоязычие в стихах.
Ни с чем, ни с кем, а только с собою
Оно тягаться бы могло.

Всё, что исполнено любовью,
Любовью и защищено!

Какие законченные и массивные две оканчивающие строчки! Какой красотой и поэтической ясностью дышат эти строчки! В их поэт открывает секреты  духовной силы российского слова: оно исполнено любовью – это 1-ый секрет, но главный секрет в том, что российское слово не только лишь испол-нено любовью, оно – «любовью и защищено». Делая упор на христианскую правду, что Бог – есть Любовь, и, читая эти строчки при помощи герменевтического способа, раскрывается глубочайший заветный смысл этих слов: «Всё, что испол-нено Богом, Богом и защищено». Сходу приходят прямо за этими строчками, другие: Богом хранимая Наша родина –  сердечко православия, страна испокон века хранящая православную веру в Бога и живущая по евангельским заповедям. Разви-вая  далее идея в этом направлении, открываешь и дру-гой, более личный смысл  –  в очищенное от гнусны серд-це человеческое заходит Бог и заполняет это сердечко любо-вью, и эта любовь защищает человека от всех бед и напас-тей в земной жизни. Вот какие познания открыл нам Т.Травнiкъ в этих 2-ух обширных по смыслу строчках! Те-перь становится понятным откуда такое достояние и сила российского слова.