Вспоминаем классику: повесть «Вий», Гоголь (краткое содержание)
Николай Васильевич Гоголь – известнейший российский писатель. Его произведения нам знакомы со школьной скамьи. Все мы помним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души» и другие именитые творения. В 1835 году окончил свою магическую повесть «Вий» Гоголь. Короткое содержание произведения, изложенное в этой статье, поможет освежить в памяти главные моменты сюжета. Повесть стоит домом в творчестве писателя. Вий — это древнее славянское демоническое существо. Оно могло уничтожить одним только взором. Его образ и воплотил в собственной повести Гоголь. Произведение «Вий» в свое время не было оценено по достоинству критиками. Белинский именовал повесть «фантастическою», лишенной полезного содержания. Но сам Николай Васильевич присваивал этому произведению огромное значение. Он пару раз его переделывал, удаляя подробности описания страшных сказочных созданий, погубивших головного героя. Повесть была размещена в сборнике «Миргород».
«Вий», Гоголь (короткое содержание): вступление
Самое давно ожидаемое для бурсаков событие в Киевской семинарии – вакансии, когда все учащиеся отправляются по домам. Они идут домой группами, зарабатывая по дороге духовными песнопениями. Три бурсака: философ Хома Брут, богослов Халява и ритор Тиберий Городец — сбиваются с дороги. Ночкой они выходят к заброшенному хутору, где стучатся в первую же избу с просьбой разрешить переночевать. Хозяйка-старуха соглашается их впустить с условием, что они лягут в различных местах. Хому Брута она определяет на ночлег в пустой овечий хлев. Не успев замкнуть глаза, бурсак лицезреет, как к нему заходит старуха. Ее взор ему кажется наизловещим. Он осознает, что перед ним колдунья. Старуха подходит к нему и стремительно вскакивает ему на плечи. Не успевает философ опамятоваться, как он уже летит по ночному небу с колдуньей на спине. Хома пробует шептать молитвы и ощущает, что старуха при всем этом слабеет. Выбрав момент, он выскальзывает из-под окаянной колдуньи, садится на нее и начинает охаживать ее поленом. В изнеможении старуха падает на землю, а философ продолжает ее лупить. Раздаются стоны, и Хома Брут лицезреет, что перед ним лежит юная кросотка. В ужасе он бежит прочь.
«Вий», Гоголь (короткое содержание): развитие событий
Скоро ректор семинарии призывает к для себя Хому и докладывает ему о том, что обеспеченный сотник из далекого хутора прислал за ним кибитку и 6 здоровых казаков, чтоб отвезти семинариста читать молитвы над усопшей дочерью его, которая возвратилась с прогулки избитой. Когда бурсака привозят на хутор, сотник спрашивает его, где он мог познакомиться с его дочерью. Ведь последнее желание панночки — чтоб отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Бурсак гласит, что не знает его дочери. Но когда он лицезреет ее в гробу, со ужасом отмечает, что это та колдунья, которую он охаживал поленом. За ужином обитатели хутора говорят Хоме различные истории про погибшую панночку. Многие из их замечали, что с нею творилась дьявольщина. К ночи семинариста отводят в церковь, где стоит гроб, и запирают его там. Подойдя к клиросу, Хома чертит вокруг себя защитный круг и начинает звучно читать молитвы. К полночи колдунья встает из гроба и пробует отыскать бурсака. Защитный круг не дает ей сделать этого. Хома на последнем дыхании читает молитвы. Здесь слышится вопль петушка, и колдунья ворачивается в гроб. Крышка его захлопывается. На последующий денек семинарист просит сотника отпустить его домой. Когда тот отказывает ему в этой просьбе, он пробует бежать с хутора. Его ловят и к ночи вновь отводят в церковь и запирают. Там Хома, еще не успев начертить круг, лицезреет, что колдунья вновь встала из гроба и прогуливается по церкви — отыскивает его. Она читает заклинания. Но круг снова не дает ей изловить философа. Брут слышит, как бессчетное войско нечистой силы ломится в церковь. Из последних сил он читает молитвы. Слышится вопль петушка, и все исчезает. С утра Хому выводят из церкви седоватым.
«Вий», Гоголь (короткое содержание): развязка
Установилась пора третьей ночи чтения молитв семинаристом в церкви. Все тот же круг защищает Хому. Колдунья бушует. Нечистая сила, ворвавшись в церковь, пробует отыскать и схватить бурсака. Последний продолжает читать молитвы, стараясь не глядеть на духов. Тогда колдунья орет: «Приведите Вия!» Тяжело шагая, в церковь заходит коренастое чудовище с большенными веками, прикрывающими ему глаза. Внутренний глас говорит Хоме, что глядеть на Вия нельзя. Чудовище просит, чтоб ему открыли веки. Нечисть кидается делать это приказание. Семинарист, не удержавшись, кидает взгляд на Вия. Тот замечает его и показывает на него стальным пальцем. Вся нечистая сила кидается на Хому, который здесь же испускает дух. Слышится вопль петушка. Чудовища бросаются прочь из церкви. Но это уже 2-ой вопль, 1-ый они не слышали. Уйти нечистая сила не успевает. Церковь так и остается стоять с завязнувшей в щелях нечистой силой. Больше сюда уже никто не придет. После всех этих событий Халява и Тиберий Городец, узнав о тяжеленной участи Хомы, поминают душу ушедшего. Они заключают, что он умер от испуга.
Произведение «Вий» не заходит в неотклонимую программку по исследованию литературы в общеобразовательных школах. Но нам оно очень любопытно. В атмосферу старых сказочных легенд позволяет погрузиться эта магическая повесть (тут приведен ее лаконичный пересказ). «Вий» Гоголь написал более полутора веков вспять. Тогда произведение вызвало много толков и дискуссий. В наше время его читают с не наименьшим трепетом.