Иван Бунин – 1-ый из российских писателей, который удостоился высочайшего звания Нобелевского лауреата. Эта премия была дана не просто прекрасному мастеру слова, узкому знатоку языка, пронзительному лирику, да и всему русскому искусству в его лице, той прелестной словесности 19-го-начала 20-го века, которую он представлял. У писателя была непростая судьба. Не признав революцию 17-го года, кровавый террор штатской войны, Бунин покинул Россию, ещё не зная, что разлука с нею отравит его предстоящее существование на долгие и длительные годы. Да и там, на чужбине, Иван Алексеевич остаётся верным для себя, совсем русским по духу, на самом деле человеком, и любая строка его, написанная после отъезда, о Рф.

Общая черта

Сборник «Черные аллейки» критики именуют «лебединой песней» создателя. Вправду, никогда ещё он не писал с таким пронизывающим душу лиризмом, так тонко и девственно, с таковой безграничной тоской и грустью о самом таинственном, светлом и горьком чувстве – чувстве любви. Да, любовь — иррациональна, она не поддаётся логическим выкладкам и не втискивается в прокрустово ложе циничных раздумий о браке, вещественных интересах, каких-либо обязанностях. Она похожа на полёт бабочки, кружение снежинок либо яблоневых лепестков под порывом ветра, она — как солнечный удар, поражающий в один момент, неоткуда – и наповал, считал Иван Бунин. «Черные аллейки», сборник рассказов, нареченный так по одному из их, обрисовывает различные грани этого чувства. Но они все объединены одной общей идеей: любовь равна катастрофы, счастье людей нереально в этом мире, оно очень хрупко и разбивается под ударами событий как магический, интригующе сверкающий, но таковой некрепкий хрустальный шарик.

«Стояли тёмных лип аллейки…»

Но вернёмся к циклу. В очень тяжелый себе период жизни написал Бунин «Черные аллейки». Короткое содержание их можно найти как энциклопедию различных любовных драм. Произведение создавалось в период 2-ой мировой, когда Франция мачалась от фашисткой оккупации, а сердечко писателя сжималось от волнения за судьбу Родины. Сам Иван Алексеевич переживает беспросветную бедность, он совсем одинок, очень нередко голоден, истощён на физическом уровне и морально. Помощи ожидать неоткуда, и только возлюбленная работа помогает совсем не впасть в отчаяние. Вопль души, отчаянная жажда осознания, сострадания, людского тепла, реальных эмоций – вот чем заполнил Бунин «Черные аллейки». Короткое содержание каждой новеллы сводится конкретно к этому.

Вот 1-ый рассказ сборника, давший заглавие циклу. Его герой, некогда бравый офицер, а на данный момент уже вялый от жизни старик, всё ещё молодцеватый и симпатичный, узнаёт в хозяйке постоялого двора свою первую любовь, горничную мамы, Надежду. Когда-то она была тоненькая, необычно хороша собой, и молодой Николай сходил по ней с мозга. Но, обыкновенно, канули в небытие и чувства, и стихи про «тёмные аллейки». Герои женился на даме собственного круга, но безуспешно. Отпрыск вырос мерзавцем и мотом, супруга бросила, а сам он глубоко одинок и несчастен. Такая плата за предательство любви, за измену самому святому – для себя, собственному «я».

Этой же теме соответствует рассказ «Руся» — узкая психическая драма, которую поведал нам Бунин. «Черные аллейки» (короткое содержание «Руси» мы на данный момент разглядим), можно именовать наименованием-метафорой. Это не только лишь стихотворная строка – это аллейки душ, героев, самые далённые их уголки, потаенные мечты, мучения, мемуары. Поэтому нередко сюжет дан в ретроспективе, как повествование об уже прошлых событиях, нет же ну и всплывающих в сознании героев сожалением о том, что могло реализоваться, но не реализовалось. Нота ностальгии, тоски по прошлому и понимание невозможности счастья в дальнейшем – в этом весь Бунин, «Черные аллейки». Короткое содержание «Руси» позволяет выудить эту тоску с самых первых строк: пароход, дивные российские речные пейзажи, домашняя пара, не так издавна поженившаяся. И воспоминание героя о страстной любви к девице, некогда жившей тут – в местах, которые он проплывает. Беспечные студенческие года, хмельные от поцелуев ночи, горячее девичье тело, 1-ый опыт телесной близости, сумасшедшего удовольствия и таковой же острой боли от того, что посторонние злые силы отрывают влюблённых друг от друга. «А счастье было так может быть… Так близко…» Но не случилось.

И всё же, невзирая на общую трагическую тональность, «Тёмные аллейки» оставляют особенное, просветлённое чувство. Не напрасно сам писатель называл их наилучшей собственной книжкой. Сборник вправду гласит нам о нежном и чудесном, что иногда доставляет непереносимое горе, да и является величайшим счастьем, – о Любви. Любви к даме и Родине.