Хроматическая гамма: построение
Статья посвящена одной из музыкально-теоретических тем – хроматической политре. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая палитра, как верно ее строить в ладах мажорного и минорного наклонения. В качестве приятного эталона для построения избраны последующие тональности: до мажор, ре мажор и ля минор. Также вы узнаете наинтереснейшие выражения узнаваемых музыкальных теоретиков о хроматической политре.
Что такое палитра хроматическая?
Это такая палитра, которая состоит из сплошных полутонов. Может быть как восходящей, так и нисходящей. Она никак не является отдельной ладовой системой, невзирая на то что образовалась вследствие наполнения полностью всех сплетений из огромных секунд хроматическими полутонами. Другими словами основой послужили конкретно семиступенные палитры как минорного, так и мажорного ладов. В восходящей хроматической политре используются повышающие звук знаки альтерации: диез, дубль-диез, бекар (при бемолях в ключе). В нисходящей хроматической политре используются понижающие звук знаки альтерации: бемоль, дубль-бемоль, бекар (при диезах в ключе). Если не выделять ладотональную первооснову определенными гармоническими аккордами либо не подчеркивать метроритмическими средствами устойчивых ступеней лада, то найти по слуху тональность и лад исполняемой хроматической палитры — совсем неосуществимая задачка. Реальнее выявить ее ладовое наклонение и тональность зрительно. Потому что при ее построении соблюдаются строгие правила.
Правописание хроматической палитры
При написании хроматической палитры учитываются последующие правила:
• Нотация осуществляется при учете опорных ступеней диатонического минора либо мажора. Эти ступени никогда не меняются. Другими словами для удачного и правильного построения палитры необходимо написать устойчивые ступени избранной тональности, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки следует заштриховать.
• Когда строится ввысь хроматическая палитра, построение осуществляется последующим образом: завышенными на полтона будут полностью все диатонические ступени, отстоящие от следующих на один (целый) тон. Исключением является шестая ступень в мажорном ладу и 1-ая — в минорном. Они не увеличиваются. Но как тогда получить хроматическую палитру? Для этого нужно в мажоре снизить на полутон седьмую ступень, а в миноре – вторую.
• Когда хроматическая палитра строится вниз, то необходимо знать, что пониженными на полтона будут полностью все диатонические ступени, отстоящие от следующих на один (целый) тон. Исключением является 5-ая. Как вы уже додумались, она не снижается. Заместо нее увеличивается 4-ая ступень.
Увлекателен таковой момент, что написание хроматического звукоряда в миноре при движении вниз на сто процентов совпадает с нотацией одноименного мажора (непременно, со всеми необходимыми главными знаками альтерации).
Построение хроматической палитры
Чтоб выстроить хроматическую палитру ввысь и вниз в мажорном и минорном ладах корректно, необходимо уяснить последующие правила:
• При построении палитры в восходящем движении мажорного ладового наклонения необходимо оставлять без хроматических конфигураций третью и шестую ступени.
• При построении в нисходящем движении мажорного ладового наклонения необходимо оставлять без хроматических конфигураций первую и пятую ступени.
• При построении палитры в восходящем и нисходящем движении минорного ладового наклонения следует сохранять без хроматических конфигураций первую и пятую ступени.
Построение хроматических политр в мажоре
До мажор в восходящем движении: до (c), до диез (cis), ре (d), ре диез (dis), ми (e), фа (f), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), си бемоль (b), си бекар (h), до (c).
В нисходящем движении: до (c), си (h), си бемоль (b), ля (a), ля бемоль (as), соль (g), фа диез (fis), фа (f), ми (e), ми бемоль (es), ре (d), ре бемоль (des), до (c).
Тональность с 2-мя знаками — ре мажор. Хроматическая палитра в восходящем движении в этой тональности: ре (d), ре диез (dis), ми (e), ми диез (eis), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), ля диез (ais), си (h), до (c), до диез (cis), ре (d).
В нисходящем движении: ре (d) — до диез (cis) — до бекар (c) — си (h) — си бемоль (b) — ля (a) — соль диез (gis) — соль (g) — фа диез (fis) — фа бекар (f) — ми (e) — ми бемоль (es) — ре (d).
По данному эталону, придерживаясь главных правил, можно выстроить любые палитры мажорного наклонения.
Хроматическая палитра: минор. Построение
В восходящем движении ля минор: a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a. В нисходящем движении: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a.
Если придерживаться главных правил, то по данному эталону можно выстроить полностью все палитры минорного наклонения.
Выражения узнаваемых теоретиков о хроматической политре
Академик Б. М. Теплов справедливо отмечал в собственных исследовательских работах, что хроматическая палитра еще труднее интонируется голосом, ежели диатоническая. И это вправду так. Каждый музыкант подтвердит этот факт. Трудность ее выполнения разъясняется тем, что пение реализовывается благодаря узкому чувству чувства лада. Когда вокально интонируется хроматическая палитра, то довольно тяжело опираться на лад. Некие считают, что если ориентироваться не на лад, а на интервальное чутье, то спеть такую палитру чисто не составит никакого труда. Но это мировоззрение является неверным, потому что опора все-же приходится конкретно на лад, а не на интервалы.
Поддерживает мировоззрение Б. Теплова о ладовом чувстве как принципиальной базе при пении хроматической палитры Ю. Тюлин. Он считает, что когда интонируется хроматическая палитра, то певец ориентируется не на абсолютную величину м.2 (малой секунды) и б.2 (большой секунды), а на консонирующие интервалы диатоники. Так, к примеру, если необходимо спеть хроматическую палитру от нотки до ввысь, то в качестве опорных звуков будут ми и соль. Если сложить эти звуки: до-ми-соль – то появляется тоническое трезвучие тональности до мажор. Эти же звуки являются устойчивыми в данной тональности. Ю. Тюлин при выражении таких мыслей основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах. В качестве «материала для исследования» он выбрал 4 вокалистов-исполнителей, которые подтвердили выдвинутое мировоззрение.
Таким макаром, хроматическая палитра состоит из 12-ти звуков (не беря во внимание повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Она строится во всех тональностях мажорного и минорного наклонения. Для того чтоб научиться ее строить, необходимо знать определенные правила. Приведенные в статье эталоны (тональности до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор) непременно посодействуют вам в самостоятельном построении разных хроматических политр.