Является ли граненый стакан символом России?
Откуда пошел граненый стакан, доподлинно непонятно. На этот счет существует несколько версий. По какой-то из них, этот предмет столовой утвари начали изготавливать на Руси еще во времена Петра Первого. Типо стекловар Ефим Смолин из славного городка Владимира преподнес самодержцу свое изобретение, уверив правителя, что граненый стакан не бьется. Алексеич, хлебнув из новинки хмельного (стакан был не пустым), хватил его о каменный пол, крикнув при всем этом: «Стакану быть!». Стеклянная емкость здесь же разлетелась на тыщу осколков. Правда, правитель при всем этом смилостивился и не стал наказывать стеклодува-обманщика. А позднее молва народная переиначила сказанную спьяну королевскую фразу на другую: «Стаканы лупить».
По другой версии, в какой отсутствуют настолько драматические подробности, граненые стаканы в царствование Петра начали создавать в городке Гусь-Хрустальный. А вот пивал ли из их хмельное правитель либо нет – о том история умалчивает. Достоверно только одно: ни в восемнадцатом, ни в девятнадцатом веке граненый стакан не оставил собственного изображения. НИГДЕ! Нет его ни на картинах живописцев, нет и описаний в произведениях литературы.
В первый раз документально зафиксировано изображение граненого стакана на картине «Утренний натюрморт» (1918), принадлежащей кисти известного художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (ах, какая шикарная фамилия, под стать изображенному на натюрморте предмету!). Правда, в том граненом стакане на картине был чай.
Чем все-таки граненый стакан предпочтительней круглого? Ну, во-1-х, он вправду еще прочнее. Означает, не так и неправ был полумифический Ефим Смолин, заявив царю, что стакан не бьется. Во-2-х, он существенно наименее размещен кататься по столу, будучи положенным на бок. Сторонники возникновения граненого стакан в петровское время дружно апеллируют к сему обстоятельству – дескать, узнаваемый своими морскими увлечениями правитель не мог пройти минуя такового изобретения, очень полезного во время качки. Но точно непонятно, так ли оно было по сути либо чуть по другому.
Даже если граненый стакан и появился в последние годы Русской империи, то творческую интерпретацию новинка получила в годы русской власти, став, пожалуй, даже элементом российского фольклора. Про праздничек «Двести лет граненому стакану», надеюсь, все слышали?
Традиционный русский граненый стакан увидел свет 11 сентября 1943 года, когда выпуск этого изделия с современными габаритами был налажен в Гусе-Хрустальном. Стаканы выпускались с различным числом граней – от 12-ти до 18-ти с шагом в две единицы. Исключение составляет семнадцатигранный стакан, но это уникальность, потому что технологически проще изготавливать стаканы с четным числом граней.
Это изделие издавна растиражировано как российскей индустрией, так и произведениями искусства (в качестве вида, естественно). И все-же – какой он, граненый стакан? Сколько гр (если поточнее, то не гр, естественно, а мл) помещается в этот знак эры? Попробуем разобраться.
Граненый стакан объем мог иметь различный, но традиционный вмещал двести 50 мл (если вровень с краями) и двести – если наливать до верхней границы граненой поверхности. К дизайну шедевра стекольной индустрии приложила руку даже Лена Мухина – известный архитектор, создатель «Рабочего и колхозницы». В любом случае это – чисто российскее изобретение. И, безусловно, таковой же знак Рф, как матрешка, балалайка и медведь. Выпускали его в несусветных количествах. Армия, учреждения здравоохранения и общепита – даже если принимать во внимание только 3-х этих огромных заказчиков, становится понятно, что граненый стакан – воистину народная посуда.