Зачем и почему мы изучаем историю
В один прекрасный момент, учась в старшем классе школы, я стал очевидцем увлекательной сцены на уроке. В тот денек учитель истории задал классу вопрос: «Почему мы изучаем историю?» Он вообщем был из той породы педагогов, которые обожают ставить собственных учеников в тупик, казалось бы, ординарными вопросами. На данный момент это кажется несуразным, но тогда мы, без 5 минут выпускники, владеющие уже очень широкой базой познаний, обученные довольно емко излагать свои мысли, так и не смогли сконструировать понятно ответить, для чего мы изучаем историю. По правде, для чего? Мы изучаем зарубежные языки, потому что это дополнительный приз к нашей квалификации в будущей трудовой деятельности, мы изучаем арифметику и физику из-за их прикладного нрава для хоть какого инженерного дела, а почему мы изучаем историю? Нет, на интуитивном уровне все мы понимали, что память об российскей и мировой истории нужна, но формулировка ответа на вопрос о том, для чего учить историю непосредственно нам, так и осталась туманной и неопределенной.
Кто управляет прошедшим…
Позднее я себе лично выстроил довольно логичное и верное разъяснение, но оно было очень обширным и неловким, пока через несколько лет я не прочитал известную антиутопию британца Джорджа Оруэлла «1984», которая отрисовывала картину тоталитарного грядущего планетки. Там была сформулирована превосходный фраза: «Кто управляет прошедшим, тот управляет будущим; кто управляет реальным, тот управляет прошедшим». Очень вместительное и сразу освещающее все разъяснение, отвечающее, почему мы изучаем историю. Ведь вся наша цивилизация, от ее глобальных черт до самых мелких деталей, является суммой всего исторического развития и прямым результатом недавнешних и очень отдаленных событий.
И даже не надо ворачиваться в прошедшее, чтоб поменять историю. Довольно сейчас преподнести свою искаженную версию недобросовестным потомкам, и вид общества безизбежно поменяется. Довольно заретушировать злодеяния прошедшего века, а величайших преступников представить в светлых цветах благодетелей. И вот уже новые настроения практически на очах меняют общество. То, что вчера было зазорным, сейчас становится предметом гордости. Тот, кто вчера подвергался порицанию, сейчас обладает миром. И не так принципиально, как все происходило по сути.
На самом-то деле хоть какое историческое исследование безизбежно обречено накладывать современные суждения, мотивации и нормы морали на деяния прошедшего, и вернуть правду в абсолюте нереально по определению. Принципиально только то, как нам преподносится сейчас отдаленное событие. Пусть оно уже не может поменять прошедшее, но оно полностью может поменять истинное. Оттого-то так принципиальна историческая память в политике хоть какой публичной силы. Оттого-то бьются политики вместе за свое видение истории, потому что победа в 1939-м, 1917-м, 1709-м дарует им победу не вчера, а сейчас. И сейчас дарует власть над миром. А тем, кто смог отыскать ответ на вопрос о том, почему мы изучаем историю, и усвоил уроки прошедшего, нередко легче разобраться в хитросплетениях нынешнего денька.