С возрождением христианства в Рф больше людей стремится выяснить историю появления, становления родной православной веры, также своими очами узреть и почувствовать красоту и силу нашей духовной культуры. Липецкая область – красивый пример развития православия на Руси, где после долгого духовного опустошения удачно возродились древнейшие традиции этого исповедания.

История православия Липецкой области

На липецкую землю православие пришло во времена Киевской Руси. На рубеже XIV-XV веков все Верхнее Подонье в итоге неизменных монголо-татарских набегов перевоплотился в пустоши. Исключительно в середине XVI столетия сюда возвратилось православное население, а с возникновением духовенства и строительства первых храмов вера начала возрождаться. В это время возникают Задонский Богородицкий, Донковский Покровский, Еленский Троицкий православные монастыри Рф. В XVII-XVIII столетиях Липецкий край относился к Воронежской и Рязанской епархиям, а после, прямо до событий 1917 года, его правоверная история связана с Орловским, Тамбовским, Тульским, Рязанским церковными окрестностями. На начало ХХ века в современных границах области действовали около 10 монастырей и пятисот храмов.

После революции, во времена большевицких гонений, большая часть храмов были разрушены, а святыни, обретенные в протяжении веков, разграблены либо уничтожены. С того времени православие на липецкой земле пару раз возрождалось с созданием Липецкой епархии в 1926 году, но неизменные репрессии и преследование духовенства привели церковь в полнейший упадок. Только в 1980-х годах, когда отношение страны к вере поменялось, начинается новый шаг развития христианства. Восстанавливаются храмы и монастыри в округах Липецка, также интенсивно строятся новые. Тогда же была отреставрирована реальная жемчужина православия Липецкого края – Задонский мужской монастырь.

Липецкие монастыри

Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На местности Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное достояние, естественно, не может не завлекать паломников и туристов. Одни движутся сюда, надеясь на расчудесное исцеление, другие — за советом либо благословением, другие просто полюбоваться на монастыри Липецкой области. Удовлетворить духовные потребности страждущих сейчас могут последующие монашеские обители, расположенные в этом регионе:

  • Задонский Рождество-Богородицкий монастырь;
  • Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь;
  • Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский монастырь;
  • Задонский Тихоновский Преображенский монастырь;
  • Троицкий Елецкий монастырь;
  • Знаменский Елецкий монастырь;
  • Троекуровский Дмитриевский Илларионовский монастырь;
  • Троицкий Лебедянский монастырь;
  • Успенский Липецкий монастырь.

Большей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются конкретно Задонские монастыри. Фото этих произведений архитектуры можно созидать в этой статье, расписание богослужений и анонсы духовного мира можно поглядеть на веб-сайте Липецкой епархии.

Российский Иерусалим

Маленький городок Задонск размещен в красочной местности в 60 километрах от Липецка, на левом берегу Дона, поблизости федеральной трассы «Ростов-на-Дону–Москва». Это поселение появилось при Тешевском (от наименования реки Тешевки) монастыре в 1620 году. Позднее, в 1779 году, поселение стало называться Задонск, а местная обитель заполучила заглавие Задонский монастырь. Слава «Российского Иерусалима», как еще именуют Задонск, связана со святителем Тихоном Задонским, показавшимся тут в 1769 году и посвятившим свою жизнь возрождению и становлению православия в этих краях. В 1861 году Тихон, давший духовное начало Задонским монастырям, был канонизирован. Главные достопримечательности Задонского района и самого городка, ставшего наикрупнейшим центром православной веры и духовной христианской культуры, – это три действующих и один сохранившийся монастырь.

Святитель Тихон

Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий погиб рано, а беря во внимание, что семья жила очень бедно, по выполнении отпрыску 14 лет мама выслала его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав отличные познания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить педагогом риторики при семинарии, но больше его посещали мысли о монашестве. После 1-го таинственного варианта, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он совсем воспринимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именованием Тихон. В этом же году его построили в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.

Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не наилучшие времена: донские степи населяли различные сектанты и старообрядцы, а посреди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ вызнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После чего действия все языческие празднования закончились. Заботясь о вербовании в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. Ночами писал свои работы, посвященные православной вере.

С течением времени здоровье Тихона стало ухудшаться, и он обязан был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Да и тут святитель продолжал работать. Он написал книжки «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Настоящее христианство», «Письма келейные», которые в предстоящем сыграют самую важную роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего собственного денька.

В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в особом склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строй работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Невзирая на разрушенный склеп и время, прошедшее со денька погребения епископа, его тело осталось вечным, так же как и облачение. Об этом необычном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тыщ паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Столичного Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, жителями которой были только одичавшие животные. При для себя старцы имели только копию иконы Владимирской Богоматери. Конкретно эти божьи люди и заложили 1-ый Задонский мужской монастырь. Древесные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, чудным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, возникают 1-ые каменные строения, как, к примеру, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Наилучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела невиданную популярность у паломников со всей Рф. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, поликлиники, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был стопроцентно разграблен и отчасти разрушен. На его местности размещались разные городские службы и конторы. Запустение монастыря длилось прямо до 1990 года, когда его местность передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением головного храма обители — Владимирского собора — началась новенькая эра в истории Задонского монастыря. Сейчас близятся к окончанию реставрационные работы, также интенсивно строятся новые строения. Часть средств на реконструкцию выделяется особыми федеральными и местными программками, но большая их часть – это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земляных угодий, что позволяет растить хороший сбор. Практикуется тут также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строй работы. Не считая этого, раз в день из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в главном дамы, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь стопроцентно себя обеспечивает, а не считая того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Тут нет центров помощи наркоманам и пьяницам, но таких лиц принимают на повиновение.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Обитель размещена в 7 километрах севернее Задонска, на руинах бывшего мужского монастыря. В 1865 году, с получением архимандритом Дмитрием разрешения на строительство скита, тут стали проживать монахи. В монастыре обожал бывать и некое время жил Тихон Задонский. Конкретно тут он написал свою главную книжку — «Сокровище духовное, от мира собираемое», также своими руками вырыл колодец на берегу реки Проходни, где сейчас размещается лечебный источник. До революции 1917 года в монастыре проживало около 100 послушников, но после октябрьских событий обитель поняла судьба большинс