Местное самоуправление в Рф до реформы 1864 года было скооперировано в согласовании с теми особенностями, которые обуславливала крепостническая система. Центральной фигурой в нем был помещик, в руках которого находилась административно-судебная, политическая и финансовая власть над принадлежащими ему крестьянами.

1-ая земская реформа Ивана Сурового, проведенная еще в 1550 году, уже в то время была ориентирована на ликвидацию «кормлений» и создание выборных публичных властей.

Но в 19 веке эта задачка полностью так к тому же не была решена. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные максимально широкими возможностями: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и другими функциями. Последующими по значимости в губернии людьми были губернский предводитель дворянства и уездный предводитель дворянства. Другими словами схожая система управления могла отражать только интересы помещиков. Не учитывались потребности не только лишь населения, да и местной индустрии и торговли. Нерасчлененность судебных, административных и хозяйственных правомочий еще больше ухудшала ситуацию.

Для проведения фермерской реформы нужно было перестроить систему. С этой целью начала подготавливаться земская реформа 1864 года. На земские учреждения должны были быть возложены функции местные и публичные. Контроль над ними производить должно было правительство в форме правительственного надзора либо специального наблюдения и предназначения определенных предписаний. Распоряжения самих земских органов были бы реализованы при помощи налогово-фискальных органов или через полицию.

Земская реформа тормозилась попытками властей сконцентрировать местную власть в руках бюрократических органов. Открыто воплотить желание сформировать новые органы местного управления по сословному принципу организаторы реформы не решались. Всеобщее избирательное право было для их неприемлемо. Потому было решено для выборов поделить уездное население на три курии (части), в каждой их которых преобладали представители определенного сословия. В связи с существованием имущественного ценза куриальная система позволяла правительству планировать число выборщиков в земских учреждениях, обеспечивая большая часть представителям правящего класса.

1 января 1864 г. власти утвердили «Положение о земских учреждениях». С этого денька на их было возложено заведование капиталами, средствами и имуществом земств, содержание путей сообщения и построек, проведение благотворительных мероприятий, роль в здравоохранении и образовании, обоюдное страхование имущества, попечение о местной индустрии и торговле.

Земская реформа предугадывала создание 3-х курий: уездных землевладельцев, городских жителей и представителей села. Исполнительный орган земского собрания – управа – избирался на два года. Члены губернского земского собрания избирались на уездных собраниях.

Земская реформа не сделала централизованной стройной системы: при ее реализации так и не был сформирован орган, который бы координировал работу всех земств. Попытка его сотворения была предпринята в 1865 году губернским собранием Санкт-Петербурга, но в ответ на такую инициативу правительство его распустило. Таким макаром, существование местного самоуправления допускалось только на уровне губерний и уездов. Также не было сотворено и низшее звено – волостные ведомства.

Новые органы самоуправления из-за ограниченности в собственных средствах и отсутствия исполнительного аппарата были зависимыми от правительства. Все же, земская реформа содействовала улучшению состояния местного хозяйства, средств связи, системы народного просвещения и здравоохранения. Земства стали собственного рода политической школой для представителей демократических публичных и либеральных движений. Тут реформу можно охарактеризовывать как буржуазную.