Живая и неживая природа
Умение отличать живую и неживую природу считается самым сложным в курсе природоведения в младших классах. И вправду, ребенку тяжело осознать, почему предмет, который не двигается и не дышит необходимо относить к природе. Объяснить это навряд ли поможет и сухое определение из учебника, потому преподавателям необходимо прибегать к другим способам и приводить примеры этих понятий из жизни.
Что такое природа
Для начала, детям во 2 классе необходимо разъяснить, что такое природа в принципе. Согласно определению, это все предметы и живы существа мира вокруг нас, которые не были сделаны руками человека. Сюда можно отнести животных, насекомых, и даже песок на пляже и окружающий нас воздух.
Но объекты живой природы не могут существовать без неживой. На самом деле, для их это сфера обитания. К примеру, рыбки (жива) живут в воде (неживая). Если б не было водоема, то и рыбка не смогла бы существовать.
Главные отличия живой и неживой природы с примерами
Ученикам может быть трудно осознать, как отличить эти объекты, потому лучше поведать им, по каким признакам их можно распознать. Но лучше не вдаваться в подробное описание биологии либо физики. Ограничьтесь как можно более ординарными описаниями и примерами.
- Объекты живой природы похожи на людей. Они дышат, вырастают, развиваются и погибают. К ним можно отнести: животных, птиц, рыб, насекомых, бактерии и растения. Они все проходят определенные этапы развития и в конце актуального цикла гибнут.
- Неживая природа не изменяется, либо изменяется, но так медлительно, что это не приметно глазу. Сюда относятся горы, почва, камешки, воздух, вода и даже Солнце и Луна на небе. Им совершенно не необходимы какие-либо дополнительные условия для существования. Примером этого могут послужить необитаемые острова, на которых нет ничего, не считая камешков и воды. Человеку в таких критериях было бы очень трудно выжить, но они могут существовать и без вмешательства людей либо других живых созданий.
- Еще одним принципиальным различием является сложность устройства. Растения и животные дышат, двигаются, плодятся и погибают. Тут ребенок может столкнуться с некими трудностями. К примеру, если толкнуть животное либо человека, то он убежит либо нападет в ответ. Если это сделать с камнем он просто передвинется из-за силы толчка. Но толкнуть можно и растение, которое тоже не будет сопротивляться перемещению. Потому, причисляя тот либо другой объект к живой либо неживой природе, необходимо непременно учесть все причины.
Закрепления понятия о природе
Чтоб детки лучше сообразили эту сложную тему, предложите им поглядеть на различные рисунки. Постарайтесь, чтоб там были как природные объекты, так и предметы, сделанные руками человека.
Для начала, предложите детям сгруппировать изображения по принципу происхождения. Так, у вас появляется два столбика с картинами. Одни — это объекты, сделанные человеком (велик, тарелка, дом, одежка и т.д.). 2-ые — природой (дерево, кот, солнце, облако, озеро, кузнечик, гора).
Сейчас предложите детям поделить их на две группы: живую и неживую природу. Если при всем этом будут появляться трудности, напоминайте им признаки, по которым отличаются эти объекты. И помните, занятия с детками младшего школьного возраста всегда должны проходить в игровой форме. Так информация лучше усваивается и запоминается навечно.