Человек-легенда. О Фаине Георгиевне можно гласить нескончаемо. Об этом необычном сочетании доброты, самоиронии, печали в нраве актрисы, которая еле уживалась с сотрудниками на площадке и мачалась дома от одиночества.

Театральная болезнь

Фаина Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге 15 августа 1896 года в семье обладателя фабрики красок. У Фаины было два старших брата и дочь Изабелла.

Фаина Гиршевна получала стандартное образование для девченок тех пор в Мариинской женской гимназии, но не закончила ее и перебежала на домашнее воспитание. В детстве будущая актриса мачалась легким заиканием и очень этого страшилась. Дома она училась чтению, письму, математике (но так и не усвоила толком эти науки), пению и зарубежным языкам. А в двенадцать лет захворала поначалу синематографом, а потом и театром. Потом решила стать актрисой.

Отец благорасположенно смотрел на увлечение дочери, она стала посещать личную актерскую школу А. Ягелло. Фаина обучалась двигаться по сцене и певуче говорить, тем избавляясь от собственного недостатка.

В 1915 году женщина уезжает в Москву с жестким намерением продолжать образование. Из-за такового поступка дела с семьей были разорваны, но мама Фаины часто присылала ей средства, потому что жилось в 1-ое время очень плохо.

Личная школа стала ей не по кармашку, и актриса подписывает договор в 1916 году с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет». Отныне начинается ее карьера провинциальной актрисы.

Труднопроизносимое отчество пришлось поменять на «Георгиевна», а фамилия появилась в итоге высказывания Фаины на разлетающиеся по ветру средства, переведенные мамой: «Как прекрасно летят!». Ее попутчик сразу признал в не Раневскую, героиню «Вишневого сада». Провинциальный период актрисы обхватывает такие городка, как Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Архангельск и пр. Позднее актриса произнесет: «Где я только не работала! В Зажопинске только не работала!».

Кино, популярность, одиночество

С 30-х годов Раневская начинает работать в Москве в самых разных театрах, скандаля с режиссерами и актерами, но искрометно работая на сцене, привлекая внимание публики.

Дебют в кино состоялся в немой картине 1934 года «Пышка», где Фаина Георгиевна сыграла мадам Луазо. Показы этого кинофильма во Франции проходили с блеском.

После чего Раневскую начинают интенсивно приглашать и снимать в кино. Не всегда она соглашалась. Работа в кино – тяжкий труд, который ее раздражал собственной суетой и отсутствием способности импровизировать с текстом. Но не все режиссеры были схожими. Евгений Шварц лично разрешил включить в сценарий монолог мачехи перед зеркалом в кинофильме «Золушка», который Раневская выдумала без помощи других.

За год до собственной погибели Фаина Георгиевна отказалась играть в кино и на сцене, сказав: «Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтоб играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!».

Погибла величавая актриса эпизодов и ролей второго плана 19 июля 1984 года.