Жостовский поднос: история и способы изготовления. Жостовская роспись на подносах
Калоритные прекрасные цветочки: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (нереально перечислить их все), умело рассыпанные опытной рукою художника по черной глянцевой железной поверхности, – это обычная жостовская роспись на подносах. Уникальное народное искусство Рф, не имеющее аналогов!
История древнего российского промысла насчитывает практически 2 столетия, и за этот период времени изделия жостовских мастеров не только лишь не утратили собственной популярности и красы, но, напротив, заполучили еще огромную известность в мире и обогатились новаторскими мыслями сегодняшних юных живописцев.
Зарождение жостовских промыслов
Сейчас неважно какая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок реальный жостовский поднос, который можно использовать не только лишь по прямому утилитарному предназначению, да и в качестве необычного декорации кухонного интерьера. Точно так же радовались дамы и сначала XIX в., когда им даровали такую красоту.
Но так было не всегда. Искусство жостовской росписи начало формироваться в Рф в конце XVIII в. Конкретно к тому времени относятся 1-ые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, различные коробки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Столичного уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.
Равномерно создание подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении крепко заняло село Жостово. Кстати, 1-ые подносы делались только из папье-маше. На данный момент нам уже тяжело представить жостовский поднос, сделанный из такового материала.
Предстоящее развитие искусства Жостова
В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Конкретно от этого действия ведется летосчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Естественно, эта мастерская была не единственная. Равномерно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в примыкающем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была большущая! Отлично продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городках.
В 1830 году в Жостове и примыкающих деревнях раскрылось сходу несколько мастерских, основоположниками которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Равномерно создание разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более крепкого и современного материала – железа.
Знаменитые живописцы Жостова
Равномерно рождался новый, обычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, ведает, как равномерно все в большей и большей степени местных профессиональных фермеров вовлекалось в работу художественных мастерских. Умопомрачительно то, как много оказалось талантов посреди обычных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева – Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вкупе со своим отпрыском. Так рождались в Жостове художественные династии.
Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове прогуливаются легенды, так это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубочайший след в искусстве Жостова, конкретно ими были сделаны примечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.
Жостовский поднос – разработка производства
Уникальная разработка производства жостовских подносов шлифовалась в протяжении многих лет. У мастеров есть много секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно поведать только в общих чертах.
Как уже было сказано выше, современные подносы делаются из железа. Они могут иметь самую затейливую форму, здесь все находится в зависимости от начального плана художника. Перед росписью поднос должен быть кропотливо отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на базе сажи и каолина. После этого заготовка опять шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. При этом каждый слой должен быть отлично просушен и так же совершенно отшлифован.
Дальше изготовка жостовских подносов перебегает на последующий шаг. После всех предварительных работ изделие готово к росписи, и к предстоящей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов обычно делается алкидными красками. После ее окончания изделие вновь в пара слоев покрывается лаком с следующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу фактически зеркального блеска.
Художественные приемы и особенности жостовской росписи
Художественные приемы жостовской росписи ведут свои истоки от классической российской лаковой миниатюры, но, конечно, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, именовать набросок колоритными красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не непременно темный, он может быть какого угодно цвета: красноватого, кофейного, зеленоватого, голубого и охристого. Время от времени даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре либо светлом, практически белоснежном фоне, но это, быстрее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.
Жестовский поднос обычно бывает расписан таким макаром, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые большие и калоритные цветочки, на которые ориентирован основной акцент. Поближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они вроде бы соединяются с фоном. Тем достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветочки пишутся не с натуры, в большинстве случаев они условны, почти все в их изображении находится в зависимости от творческого воображения мастера.
Главные мотивы и сюжеты
Основными мотивами жостовской живописи конечно являются различные цветочные мотивы, обилию которых нет числа! Жостовская роспись держится нескольких обычных типов композиции. Цветочки могут собираться в огромные букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах или быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.
Время от времени роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов либо птиц. Есть эталоны жостовской живописи, похожие на древние драгоценные голландские натюрморты. Невзирая на то что набросок растений довольно условный, тут имеются все признаки станковой живописи: кропотливая проработка деталей, общий спектр, свободная импровизация.
Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно
Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 шага. Поначалу делается так именуемая «замалевка»: на изделии вроде бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт грядущего рисунка, размещение главных пятен.
Следом идут «тенежка» и «прокладка»: нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После этого форма цветов и листьев становится более определенной.
3-ий шаг – бликовка: нанесение стремительных белильных мазков. С помощью их уточняются все объемы.
Ну и в конце концов следует заключительный 4-й шаг, на котором производится «чертежка» и «привязка». С помощью самой узкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, отрисовывают маленькие веточки и детали, которые и именуются привязкой.
Перспективы развития промыслов
В текущее время художественные жостовские промыслы переживают не наилучшие времена. До 90-х годов прошедшего столетия мастерские находились под опекой и финансированием страны, после перестройки и развала Русского Союза фабрика перебежала в личные руки. Сейчас во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и творческий подход к ремеслу.
Количество живописцев на предприятии было существенно сокращено. Многие мастера стали работать без помощи других, на дому. Производится много личных заказов, заточенных не только лишь под жостовский поднос. Современные мастера нередко работают над росписью самых различных предметов: от холодильников и мобильников до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток профессиональной молодежи — выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в ближайшее время уменьшился. Но все же, предприятие как и раньше живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.
Как доехать до Жостово?
Для всех желающих ознакомиться ближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются достойные внимания 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике повсевременно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится «с пылу, с жару».
Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Необходимо преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке либо автобусе. Очередной вариант: от метро Медведково до Жостово повсевременно курсирует автобус № 438.