Наверняка, каждый сталкивался с таким словом, как «апория». Это и нехитро, ведь многие изучали в институте курс философии. Но далековато не каждый знает суть этого слова и сумеет верно его объяснить.

Апории Зенона Элейского – выдающийся монумент людской мысли. Это одна из наинтереснейших заморочек в философии Старой Греции, которая указывает, как феноминальными возможно окажутся совсем тривиальные на 1-ый взор вещи.

Зенон: короткая биография мудреца

О страничках жизни древнегреческого философа нам практически ничего непонятно. Ну и та информация, что до нас дошла, является очень противоречивой.

Зенон Элейский – философ Старой Греции, родившийся в 490 году до нашей эпохи в Элее. Прожил 60 лет и погиб (предположительно) в 430 году до нашей эпохи. Зенон был учеником и приемным отпрыском другого известного философа – Парменида. Кстати, если веровать Диогену, то он был к тому же хахалем собственного учителя, но эти сведения решительно отторгнул грамматик Афиней.

1-ый диалектик (по выражению Аристотеля) стал известен благодаря своим логическим умозаключениям, которые получили заглавие «апории Зенона». Философия Зенона Элейского – вся состоит из парадоксов и противоречий, отчего становится еще интересней.

Трагическая погибель философа

Тайнами и загадками закутана жизнь и погибель величавого философа. Он известен также как деятель политики, из-за которой и умер. Зенон, как говорят некие источники, возглавил борьбу против элейского деспота Неарха. Но философ был арестован, после этого его неоднократно и утонченно пытали. Но даже под страшнейшими пытками философ не выдал собственных боевых товарищей.

Существует две версии погибели Зенона Элейского. По какой-то из них его утонченно казнили – бросили в гигантскую ступу и истолкли насмерть. Согласно другой версии, во время разговора с Неархом, Зенон ринулся на деспота и откусил его ухо, за что мгновенно был убит слугами.

Апории Зенона

Понятно, что философ сделал более сорока разных апорий, но до нас дошли только девять из их. Посреди самых фаворитных апорий Зенона «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия» и «Стадий».

Древнегреческий философ, апориями которого до сего времени озадачен не один десяток современных исследователей, поставил под колебание существование таких незыблемых категорий, как движение, огромное количество и даже место! Дискуссии, спровоцированные феноминальными высказываниями Зенона Элейского, ведутся до сего времени. Богомолов, Сватковский, Панченко и Манеев – вот далековато не полный перечень ученых, которые занимались этой неувязкой.

Апория – это…

Так какова же сущность этого понятия? И в чем состоит парадоксальность апорий Зенона Элейского?

Если перевести греческое слово «aporia», то апория – это «безнадежное положение» (дословно). Она появляется из-за того, что в самом предмете (либо в его трактовке) спрятано определенное противоречие.

Можно гласить о том, что апория – это (в философии) неувязка, решение которой связано с большенными трудностями.

Своими умозаключениями Зенон значительно обогатил диалектику. И хоть современные арифметики убеждены, что они опровергли апории Зенона, все они равно таят внутри себя еще огромное количество загадок.

Если же трактовать философию Зенона, апория – это, сначала, абсурдность и невозможность существования движения. Хотя сам философ, скорее всего, не употреблял этот термин вообщем.

«Ахиллес и черепаха»

Разглядим более детально четыре самые известные апории Зенона Элейского. 1-ые две ставят под удар существование такового понятия, как движение. Это апория «Дихотомия» и апория «Ахиллес и черепаха».

Апория «Дихотомия» на 1-ый взор кажется абсурдной и совсем глупой. Она утверждает, что хоть какое движение не может окончиться. Более того, оно не может даже начаться. Согласно этой апории, чтоб пройти все расстояние, необходимо сначала пройти его половину. А чтоб преодолеть его половину, необходимо пройти половину половины этого расстояния и так до бесконечности. Таким макаром, нереально пройти нескончаемое число отрезков за конечный (ограниченный) просвет времени.

Более известной является апория «Ахиллес и черепаха», в какой философ решительно утверждает, что резвый герой никогда не сумеет догнать черепаху. Всё дело в том, что пока Ахиллес будет пробегать участок, отделяющий его от черепахи, та, в свою очередь, тоже проползет некое расстояние от него. Дальше пока Ахиллес будет преодолевать это новое расстояние, черепаха сумеет отползти еще на маленькое расстояние далее. И так будет происходить до бесконечности.

«Стрела» и «Стадий»

Если 1-ые две апории ставят под колебание существование движения как такого, то апории «Стрела» и «Стадий» опротестовали дискретное представление времени и места.

В собственной апории «Стрела» Зенон утверждает, что неважно какая выпущенная из лука стрела недвижна, другими словами находится в состоянии покоя. Чем аргументирует философ это свое несуразное, казалось бы, утверждение? Зенон гласит, что парящая стрела недвижна, ибо в каждый раздельно взятый момент времени она занимает в пространстве место, равное для себя же. Потому что это событие справедливо для полностью хоть какого момента времени, то означает, что это событие справедливо и в целом. Таким макаром, утверждает Зенон, неважно какая парящая стрела находится в состоянии покоя.

В конце концов, в четвертой собственной апории нестандартный философ смог обосновать, что признание существования движения приравнивается, на самом деле, признанию того, что единица приравнивается собственной половине!

Зенон Элейский предлагает вообразить три схожих ряда всадников на лошадях, выстроенных в шеренги. Представим, что две из их двинулись в различные стороны, при этом с схожей скоростью. Скоро последние наездники этих шеренг окажутся на одной полосы с серединой шеренги, которая осталась стоять на собственном месте. Таким макаром, любая шеренга пройдет мимо половины шеренги, которая стоит, и мимо всего ряда, который двигается. И Зенон гласит, что один и тот же наездник за один просвет времени пройдет сразу и весь путь, и его половину. Другими словами, целая единица приравнивается собственной же половине.

Вот мы и разобрались с этой сложный, но очень интересной философской неувязкой. Таким макаром, апория – это, в философии, противоречие, которое таится в самом предмете или в понятии о нем.