Апперцепция — это… Восприятие в психологии. Апперцепция — тест
Наш прошедший опыт, цели и мотивы деятельности играют одну из основных ролей в восприятии мира вокруг нас, его предметов и явлений.
История понятия
Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «соц апперцепция». Это восприятие соц групп, народов, рас, отдельных людей. Психолог направил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений. Философ Иммануил Кант поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, сущность которого заключается в том, что понимание собственной личности не может быть отделено от понимания среды.
Альфред Адлер считал, что апперцепция — это актуальный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из главных звеньев в восприятии. И.Ф. Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее пониманием субъектами материала под воздействием прошлых познаний и опыта. Вильгелм Вундт представил данный термин как необыкновенную внутреннюю психологическую силу, которая обуславливает поведение человека.
Перцепция и апперцепция
Апперцепция – это одно из принципиальных психологических параметров человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в внешнем мире, зависимо от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие содержит в себе прием и преобразование сенсорной инфы, при помощи которой формируется личный образ объекта. Понятие разъясняет осознание себя и другой личности, и на этой базе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина поделил узнаваемый ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является главным условием самосознания. И добавил в понятие память и внимание. Таким макаром, апперцепцией именуется сочетание основных психологических процессов.
Физиология восприятия
Предметы мира вокруг нас имеют способность повлиять на анализаторы людей. Чтоб информация переродилась в целостный образ, задействуются сложные нервные связи. Осмысление восприятия осуществляется во вторичных корковых полях. Связь всех анализаторов дает возможность при работе только 1-го из их собрать весь образ предмета полностью. К примеру, лицезрев камень, мы ощущаем его твердость, холод, гладкую либо шероховатую поверхность, хотя даже не прикасались к нему. Важной частью деятельности восприятия является движение. Так, если особым прибором приостановить глаза, то человек закончит созидать предмет. Умение именовать объект, другими словами пользоваться речью, дает возможность вызвать образы и с легкостью выяснить их. Таким макаром, апперцепция – это связь восприятия и ранее приобретенных познаний, опыта, интересов и установок человека.
Особенности
Восприятие обладает определенными качествами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. 1-ое свойство заключается в различном восприятии различными людьми 1-го и такого же предмета. Причина такового парадокса в том, что у каждой личности собственный скопленный опыт, на который она опирается. 2-ое — невзирая на меняющиеся условия, восприятие параметров предмета остается относительно независящим. Третье свойство гласит о том, что все воспоминания мира вокруг нас люди относят к разным предметам и явлениям (голубое небо, звук людского голоса и т.д.). С предметностью связана осмысленность. К приобретенным новым впечатлениям всегда примешиваются прошедший опыт, познания, на их базе человек выяснит предмет.
Восприятие в психологии
Кроме объединения чувств в некоторый цельный образ, который личность опознает, происходит его осознание и осмысление. Все деяния осуществляются благодаря прошедшим познаниям. Таким макаром, можно выделить особенные характеристики сознания:
- Категоризация. Хоть какой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специальные характеристики группы переносятся на сам объект.
- Вербальное опосредование. Из-за этого характеристики происходит абстрагирование и обобщение личных параметров предметов.
- Воздействие установок. Можно сказать, что это практически неосознаваемая способность ощущать, реагировать и принимать так, как дает подсказку опыт и мотивы.
- Субъективность. Зависимо от собственных личных причин, различные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
- Апперцепция. Восприятия всех содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и познаниями.
Один из основоположников гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел 6 законов восприятия. К ним относятся:
- Эффект близости (объединение близкорасположенных фигур).
- Эффект сходства (предметы, схожие по цвету, форме и т.д., группируются).
- Фактор «общей судьбы» (предметы соединяются воединыжды по изменениям, которые в их происходят).
- Фактор замкнутости (наилучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
- Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтоб отдельных фигур не было).
- Фактор «неплохого продолжения» (выбор наименее искривленной полосы из 2-ух пересекающихся либо касающихся).
Психика личности
К понятию «психика» относится способность субъектов отражать объекты мира вокруг нас, выстраивать картину действительности и на ее базе регулировать свое поведение и деятельность. Главные характеристики психики можно выделить в последующие заключения:
1. Психика – свойство живой, высокоорганизованной материи.
2. Психика способна принимать информацию об внешнем мире и рождать образ вещественных объектов.
3. На базе приобретенной инфы снаружи происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.
Самыми всераспространенными способами исследования восприятие в психологии являются испытания. В главном это представители 2-ух видов – апперцепции знаков и направленной на определенную тематику апперцепции.
1-ый тест состоит из 24 карточек с знаками, взятыми из сказок и легенд. Испытуемый группирует карточки как ему комфортно. Последующим шагом исследования является предложение дополнить знаки еще одним недостающим. Дальше снова происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «зание». Испытуемый должен разъяснить принцип собственной классификации и значение знаков. Результатом будет выявление ценностей и ценностной направленности человека.
2-ой тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фото, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задачка тестируемого — составить сюжетный рассказ, делая упор на каждую картину. Употребляется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на принципиальные посты.
Тест для исследования малышей
Детской апперцепции тест был сотворен Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детками в возрасте от 3 до 10 лет. Сущность его в демонстрации разных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью. Ребенку предлагается поведать историю, делая упор на рисунки (чем заняты животные, что происходит на изображении и т.д.). После описания психолог перебегает к уточняющим вопросам. Принципиально демонстрировать рисунки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.
Данная методика дает возможность выявить последующие характеристики:
- Ведущие мотивы и потребности.
- Дела с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
- Внутриличностные конфликты.
- Особенности защитных устройств.
- Ужасы, фобии, фантазии.
- Поведение посреди сверстников.
Беря за базу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие действительности исходя из прошедшего опыта), принципиально впору подкорректировать воздействие приобретенных познаний у малыша, чтоб в предстоящем у него сложились правильные понятия об объектах мира.