Емкость  рынка – это показатель, определяемый объемом продуктов либо услуг, которые были на нём проданы  за определенный временной период. Для измерения ёмкости рынка может применяться как стоимостное, так и натуральное выражение. В теории емкость рынка равняется к сумме государственного производства и объема импорта минус объем экспортированной продукции (это поистине, если складские припасы неизменны). Необходимо отметить, что на практике данная формула ввиду затруднительного её внедрения фактически не употребляется.

Знать емкость рынка очень принципиально при планировании развития бизнеса. От объема рынка зависят характеристики, на основании которых строятся планы компании, также проводится оценка результатов её деятельности в данном секторе рынка.

В случае отсутствия познаний о емкости рынка определение компанией толики рынка, принадлежащего ей, нереально. Это в свою очередь ведёт к  невозможности отслеживания динамики, с которой ведётся конкурентноспособная борьба.

Кроме остального познание объема рынка делает вероятным понимание смысла ведения бизнеса в дальнейшем. На основании этого важного экономического показателя можно проанализировать возможность и необходимость выпуска новых товаров для каждого определенного сектора рынка. В этом случае если возможная емкость рынка недостаточно велика, расходы компании на создание новых продуктов и пуск их в создание не окупятся.

На сегодня разработаны разные способы оценки емкости рынка, предполагающие проведение как полевых, так и кабинетных исследовательских работ. Один из способов, включающий в себя и полевые и  кабинетные исследования – это способ цепных отношений. Данный способ обширно употребляется ввиду собственной пригодности для оценки емкости рынка, как в сфере продуктов производственного предназначения, так и в сфере продуктов широкого употребления.

Как найти емкость рынка по способу цепных отношений.

Вначале строится рабочая догадка, предполагающая зависимость емкости рынка от огромного количества рыночных причин. В этом процессе делается предположение, что данная  зависимость имеет таковой вид:

Е = K1K2K3Kn

К1, K2 и т. д. в этой зависимости являются коэффициентами, которые отражают воздействие всех рыночных причин на объем рынка. На каждый последующий (слева вправо) коэффициент возложена задачка уточнять итог, который получен после введения предшествующего коэффициента. Например, К1 является общей численностью населения на исследуемой местности, K2 представляет собой долю мужского населения, KЗ — долю парней в возрасте от 18 до 25 лет в общей численности мужского населения и т. д.;

Средством проведения кабинетных или полевых исследовательских работ численные значения всех коэффициентов (от К1 до Кn) подлежат выяснению;

На основании коэффициентов делается расчёт емкости рынка.

Для более полного осознания способа цепных отношений приведём обычный пример. Рассчитаем емкость рынка компакт-дисков с фильмами, которые продаются через Интернет-магазины, осуществляющие доставку компакт-дисков в данном регионе.

Чтоб выстроить формулу нужно уточнить каждый коэффицент в свою очередь уточняющий предшествующий, и входящий в цепь.

К1 — количество людей, живущих в данном регионе;

K2 — толика людей, которые пользуются Вебом в популяции региона;

К3— доход, в среднем получаемый юзерами Веба, живущими в данном регионе;

К4 — толика денег, выделяемая юзерами Веба в данном регионе на покупку компакт-дисков в среднемесячном доходе;

K5 — толика дохода, которая затрачивается на покупку компакт-дисков в Интернет-магазинах (от общей суммы средств, затрачиваемых на покупку компакт-дисков);

К6 — толика средств, которые расходуются на покупку компакт-дисков с фильмами.

В конечном итоге формула, позволяющая высчитать емкость рынка, будет смотреться так:

Е = К1К2К3К4К5K6.