В российской литературе есть произведения, судьба которых – никогда не увянуть, быть всегда увлекательными, животрепещущими, актуальными и нужными новыми поколениями читателей. Одно из их – бессмертная комедия Грибоедова.

Перечитываем «Горе от разума» опять

Комедия Грибоедова «Горе от мозга», короткое содержание которой, на самом деле, сводится к описанию трёх дней пребывания Чацкого в Москве, произвела реальный фурор посреди читателей. Написанная в 1824-м году, за год до восстания декабристов, она практически подорвала общественность своим крамольным содержание, а главный герой её, Пётр Андреевич Чацкий, воспринимался как настоящий революционер, «карбонарий», глашатай прогрессивных общественно-политических взглядов и эталонов.

Читая комедию «Горе от мозга» (короткое содержание), мы возвращаемся в барскую Москву начала 19-го века. Утро в доме Фамусова, обеспеченного барина, живущего по традициям крепостнической старины. Он держит целый штат слуг, которые страшатся его пуще огня, дом его, хлебосольный, всегда открыт для авторитетных семейств и их отпрысков, он даёт часто балы и стремится выдать дочь Софью за обеспеченного, родовитого помещика, «архивного юношу» с неплохим наследством либо бравого военного при больших чинах.

Анализируя драматургическое произведение «Горе от разума», короткое содержание которого мы анализируем, нельзя не выудить драматичности, с которой поэт относится к Фамусову. Он возникает на сцене тогда, когда служанка Лиза стучится к Софье, юный даме собственной, чтоб предупредить о пришествии утра. Ведь Софья влюблена в секретаря её отца, «безродного» Молчалина, и если он застанет «парочку», гнев его будет воистину ужасен. Конкретно это и происходит, но Софье удаётся вывернуться и отвести недовольство отца от себя и возлюбленного.

Фамусов в годах, доволен собой и считает свою персону достойным прототипом для подражания. В этом смысле он произносит перед дочерью нравоучительную тираду, попутно браня новые моды и законы, которые дают молодёжи очень много воли, также принуждают подражать зарубежным образчикам в платьицах, манерах поведенья, образования.

Деяния в «Горе от разума» — короткое содержание отражает это — быстро развиваются по законам драматургии. Одна сцена оживленно сменяет другую, и вот уже Лиза и Софья одни. Дочь Фамусова не нахвалится Молчалиным, его робостью, смиренным, тихим характером, музицированием, которым они занимались всю ночь. Лизе же куда более по нраву прежний друг госпожи – Чацкий, который уже три года путешествует за границей. По отзывам Лизы, он мозгён, остёр на язык, с ним весело и любопытно. Но для Софьи Чацкий – воспоминание о полудетских годах, менее, и чувствительность Молчалина ей на данный момент куда поближе жалящего остроумия Петра Андреевича.

Внезапно слуга заявляет о прибытии самого Чацкого. Чуть появившись в гостиной, он кидается перед Софьей на колени, целует руку, восхищается её красотой, спрашивает, рада ли она ему, не забыла ли. Софья смущена таким напором, ведь герой ведёт себя так, как будто не было трёх лет разлуки, как будто они расстались только вчера, знают друг о друге всё и также близки, как в детстве.

Дальше разговор перебегает на общих знакомых, и Софья убеждается, что Чацкий всё так же критически настроен к обществу, высмеивает всех и каждого, что язык его стал ещё острее и безжалостнее. Коснувшись Молчалина, он иронически замечает, что тот, должно быть, сделал уже карьеру – сегодня «бессловесные» в почёте и фаворе. Чем больше интереса в словах героя, тем суше и осторожнее отвечает ему женщина. Одна из последних её реплик – шёпот в сторону: «Не человек – змея!»

Чацкий озадачен и, отправляясь домой переодеться с дороги, разламывает голову над основным для него вопросом: «Как к нему по сути относится Софья, не разлюбила ли, а если чувства остыли, то кем на данный момент занято её сердечко?»

Дальше, если рассматривать в «Горе от разума» (короткое содержание) по действиям, то главным эпизодом будет визит Скалозуба — солдафона, делающего карьеру по головам товарищей, грубого неуча, не умеющего выразить свои мысли и не знающего толком ничего, не считая устава. Но Фамусов привечает его, ведь полковник – хорошая партия для Софьи! Приход Чацкого нарушает идиллию. Герой спорит с ними, опровергает монолог Фамусова о том, что жить нужно по-старинке, как Максим Петрович, фамусовский дядя. Тот оковём низкопоклонства, ханжества, унижений и лести получил доходное место при дворе. Павел Афанасьевич судит сегодняшнее время, не уважающее старину, «отцов», и пугается Чацкого, когда тот произносит собственный именитый монолог «А судьи кто?» С кликом, что юноша «карбонарий», желает проповедать «вольность» и не признаёт власти, он удирает из комнаты.

Ещё один принципиальный эпизод – Софья лицезреет, как падает с лошадки Молчалин, и сама чуть не падает в обморок от волнения — этим она выдаёт себя с головой. Но Чацкий не верует, что эта женщина, с её разумом, образованием и умением разбираться в людях, могла увлечься таким ничтожеством. Побеседовав с Молчалиным наедине, Пётр Андреевич убеждается в подлости, мелочности, боязливости, подхалимстве собеседника и приходит к выводу: избранник Софьи не он.

В «Горе от мозга» читать короткое содержание последнего деяния стоит в особенности пристально. На бал к Фамусову собрался весь цвет барской Москвы. Каждый герой выписан Грибоедовым профессионально, колоритно, а все совместно они представляют обобщённую картину самодержавно-крепостнического общества в худшем его проявлении: ретроградстве, раболепии, невежестве и необразованности, откровенной глупости и подлости. Поэтому все с таким наслаждением веруют слуху Софьи о сумасшествии Чацкого, подхватывают его и разносят по городку.

В страхе бежит юноша из Москвы, куда он не «ездок больше». Осрамлена и Софья, убедившаяся в том, как ничтожен, подл и пуст Молчалин. Но самое главное, повержен Фамусов — нарушен покой степенного барства. Ведь Чацкий – это 1-ая ласточка, и следом придут другие — жить крепостники так, как привыкли, уже не сумеют.