Человек принимает мир лично, при помощи собственных собственных чувств, которые иногда бывают обманчивы. Нам кажется, что поверхность Земли плоская, сама она – недвижна, а Солнце обращается вокруг Земли. Но познания, приобретенные ещё в школе, молвят нам об оборотном. Не Солнце «восходит и входит», а Земля крутится вокруг своей оси, что создаёт иллюзию восхода и захода Солнца. Наблюдаемые нами восход и заход — есть лично воспринимаемая нами беспристрастная действительность.

Философы (материалисты и конкретные идеалисты, в отличие от личных идеалистов) растолкуют нам, что мир существует независимо от сознания субъекта, его воспринимающего.

Беспристрастная действительность для материалиста – это нечто, некоторый механизм, работающий сам по для себя в согласовании с законами природы. Представители агностицизма считают, что она трансцендентна в принципе. Материалисты считают, что мир познаваем, но этот процесс нескончаем в своём приближении к правде. И только личные идеалисты (солипсисты) обосновывают нам, что беспристрастная действительность не существует вообщем, а есть только комплекс наших чувств, восприятий, представлений о мире. И это есть настоящая действительность, по их воззрению.

Действительность и реальность – понятия рядоположенные, но различающиеся по смыслу.

Действительность (в переводе с латинского – «действительный», «вещественный») — это то, что существует независимо от субъекта, она может быть вероятной и реальной.

Категория же реальности выражает нюанс непрерывного движения, неизменного конфигурации. Реальность — это бытие сущего в действии. Конкретно так беспристрастная действительность себя и обнаруживает.

У Аристотеля понятия energeia («энергия») и entelechia («законченность», «осуществленность») довольно близки, другими словами если незначительно упростить его сложные построения, то можно узреть, что он сближает суть и движение. Мировосприятие через энергию, движение мы можем отыскать в германской традиционной философии, в протестантской этике, в гегелевской диалектике, также в феноменологии. Германский философ М. Экхарт вводит понятие wirklichkeit («реальность») как перевод с латинского языка — действующий. Заметим, что в германском языке, как и в российском, категория реального содержит элемент деяния, в латинском и греческом языках она сближается с истинностью, а в британском и французском – с реальностью. Если рассматривать социальную реальность, то компонент деяния там оказывается очень принципиальным и значимым, так как она конструируется, созидается людьми.

Физическая действительность – это понятие, которое охарактеризовывает первичная эмпирическая база естественно-научных теорий. Эта первооснова может разными методами фиксироваться и моделироваться, представляться на разных уровнях процесса зания. Сам термин «физическая действительность» был введен Альбертом Эйнштейном. Эта категория, с одной стороны, связана с содержанием понятия «беспристрастная действительность», под которым учёные понимают физический мир, а с другой стороны — с категориями субъекта и объекта зания.

Как следует, физическую действительность можно найти на уровне наблюдений и опыта. К примеру, как проявление явлений микромира в макрообъектах, что можно зарегистрировать органами эмоций исследователя-экспериментатора и особыми устройствами. После этого эту же физическую действительность рассматривают на различных уровнях её проявления — эмпирическом и теоретическом. Физическая действительность на эмпирическом уровне может быть представлена некими обобщениями, классификацией данных, а на теоретическом — логическими реконструкциями результатов в виде физических теорий и моделей исследуемой действительности.