От чего у ребенка стресс?
Считается, что стресс возникает у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» неуввязками. Но стресс может показаться даже у малышей. Лишние нагрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От чего же у малыша стресс?
Найти наличие стресса у малыша можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений малыша, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, стремительная утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).
Стресс у малыша в разном возрасте может быть вызван различными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных малышей и у малышей до 2-ух лет стресс может быть вызван заболеванием, разлукой с близкими, пусть даже краткосрочной. Также детки очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.
Симптомами стресса могут выступать: завышенная раздражительность, резкие конфигурации аппетита прямо до отказа от еды, нарушения сна. Посодействовать ребенку совладать со стрессовой ситуацией могут разные игры, в особенности прятки. Прятки учат малыша веровать в то, что, невзирая на временное отсутствие, мать либо папа всегда ворачиваются.
В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, к примеру, при посещении детского сада, перемены в обычном укладе жизни, посещение доктора либо парикмахерской – эти причины также могут вызвать стресс.
Проявляется стресс у малышей этого возраста сверхизбыточными ужасами, злостью, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, завышенной «слезливостью». Также у малыша может показаться т.н. поведенческая регрессия – возвращение к более ранешным стадиям развития. К примеру, ребенок начинает просить соску либо мочиться в кровать, сосет палец.
Ребенку еще тяжело выразить свои чувства и переживания словами, потому родителям, чтоб узнать причину происходящего, принципиально прислушаться к дискуссиям, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную себе ситуацию, а в дискуссиях с игрушками он более откровенен, чем с родителями.
Отлично помогает избавиться от стресса резвое, механическое рисование колоритными красками, возможность вволю покричать. Нужно ограничивать время просмотра ребенком телека – принципиально, чтоб ребенок хотя бы пару часиков в денек проводил за тихими размеренными играми, за книжкой.
С началом посещения ребенком школы начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период детки очень уязвимы для стресса. Высочайшие (время от времени даже очень) ожидания родителей и большущее желание малыша соответствовать этим ожиданиям, конфликты с одноклассниками либо учителями – все это может привести к стрессу.
Распознать стресс в этом возрасте можно по не поддающимся объяснению болям и расстройствам без видимых обстоятельств, по нежеланию малыша посещать школу либо разговаривать с другими детками. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут быть признаки стресса.
Как узнать причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино либо на прогулку – вдалеке от домашней (может быть, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. При помощи ролевых игр, рисования можно «переиграть» стрессовую ситуацию. В игре либо на рисунке ребенок может представить, вроде бы он повел себя в том либо ином случае.
Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже фактически сформировавшаяся взрослая личность. Логично, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, отношениями с окружающими…
Признаки стресса у ребенка также фактически не отличаются от «взрослых». Ребенок может ощущать себя непомерно одиноким, неуверенным внутри себя, у него теряется желание разговаривать с людьми. Он становится чрезвычайно раздражительным, запальчивым, настроение резко изменяется от приподнятого до глубочайшей депрессии, возникает не поддающееся объяснению беспокойство, назойливые деяния.
Как посодействовать ребенку совладать со стрессом? Принципиально «разговорить» малыша. Если он не желает сам поведать о собственных дилеммах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на какие-то посторонние темы, осторожно переведя беседу в необходимое русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что вышло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.
Не следует гласить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты должен быть сильным» принуждают малыша ощущать себя без вины виновным. Предки должны дать ребенку возможность осознать, что они его обожают невзирая ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что по мере надобности предки всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.