Рецензия на фильм «Тор: Рагнарёк» (2017)
2 ноября 2017 года в широкий прокат вышел фильм «Тор: Рагнарёк», который завершает трилогию про мстителя с Асгарда.
Финальная лента служит прямым переходом к более масштабному событию киновселенной — «Войны бесконечности».
Режиссером выступил новозеландский комик Тайка Вайтити («Что мы делаем в темноте», «Охота на дикарей»).
Обычно лишь небольшой сегмент фанбазы киновселенной «Marvel» выделяет франшизу о Торе как одну самую любимую. Два предыдущих фильма были полны магической слякоти, несколько пафосные и не такие масштабные. Однако третья часть кардинально изменит эту мрачную тенденцию и вдохнет контраста в ленту.
Первый кадр — и мы видим Тора, подвешенного вниз головой в какой-то адской местности. Именно в таком положении и находится франшиза по состоянию на третий фильм.
Тор (Крис Хемсворт) наконец возвращается домой и застает на королевском ложе брата-проходимца Локи (Том Хиддлстоун), который нагло захватил асгардський трон, а Одина проклял и надежно спрятал на Земле. После теплого семейного приема братья направляются в неприметное убежище, чтобы найти блудного отца. Однако там их уже ждет богиня смерти Хэла, которая имеет свои планы на Асгард.
А вашему вниманию представляем игру «Угадай мотивацию». Какова цель все же движет Хэлой? Правильно, отомстить плохому отцу и захватить весь мир. Поэтому автор сценария не колеблется, и уже через несколько минут после представления Хэли, злодейка валит на колени обитель богов.
Главная воровка Хель (Кейт Бланшет) стильная и харизматичная. Она внушает ужас, отпускает острые шуточки и в своем рогатом образе выглядит действительно канонически. Очевидно, что Кейт Бланшет подробно проработала каждый элемент образа.
Однако повлиять на сценарий невозможно, поэтому ее героиня — это очередной вор по вызову. Она бедствие, по дефолту бедствие. И на этом все. Этого должно хватить зрителю. А еще у нее есть большая армия Кощеев, которые обеспечивают общественный порядок в божественной пустоте.
Поэтому смиритесь и ждите Таноса. Вот он уж точно даст жару. Хотя… Злейший громила в галактике, который стремится поработить и подчинить все планеты. Такое впечатление, что все воры Марвел комплексно реинкарнируются в его образе.
«Лента должна быть драматичной, мрачной — это же Рагнарёк, конец света, неотвратимая гибель всего сущего», — толковали фанаты мифологии всем вокруг. Фильм Тайки Вайтити — сумасшедшая буффонада, фейерверк шуток, подколов и забавных реплик. Вполне ожидаемо, что такой ход вызвал немалое возмущение в соцсетях. Сам режиссер, решив лаконично ответить на тонну комментариев от хейтеров, описал свою ленту так: «Это безумная комедия про космических викингов, которая станет фильмом года».
Юмор — без всякого сомнения ключевая составляющая фильма. Им плотно насыщен каждый клочок ленты. Иногда даже хочется вскрикнуть: «Хватит!». Процент комедийной составляющей больше, чем в последних «Стражей галактики». Создается впечатление, что в корабле, который утопает в пучине водевиля, затыкают щели томами всемирного юмористического эпоса.
Фильм просто трещит по швам от комического наполнения. В то же время Тайка Вайтити такой: «Ну мы немного здесь переделали, для чего вам слушать сбалансированную экспозицию, давайте лучше добавим стендап от Халка. Ребята, ну тяните изоленту, сейчас будем заклеивать дыры».
И невозможно обойтись без сравнения последних «Стражей» и «Тора», потому что у них много общего: здесь и насыщенные, яркие цунами графики, и непрерывный юмор, и легендарный саундтрек на фоне эпических сражений, и атмосфера космической оперы. Только вот вкрапления драмы в «Стражей» является удачным, а в «Торе» она вроде и должно быть, но втиснуть уже никуда невозможно — все под завязку забито панчлайнами.
Не только непрерывный конвейер юмора связывает вторую часть «Стражей галактики» с «Тором». «Стражи» задали тренд на бэкграунд в стиле конца ХХ века, а Тайка Вайтити успешно его подхватил. Визуальный ряд, декорации в стиле 80-х годов гармонично вплетены в ленту. Кроме того, некоторые инопланетные шмотки очень напоминают моду времен «V элемент».
В течение I акта режиссер пытается продемонстрировать так необходимую сюжета драму, однако параллельно еще экспозиция, комедия, интеграция новых персонажей, камео Доктора Стрэнджа. Поэтому все частицы вместе теряются в сценарном хаосе. На II акте остатки сумбура выветриваются и рассказ становится более плавным и уравновешенным.
Именно события на планете-свалке Сакаар самые запоминающиеся. Такому эффекту есть целый ряд объяснений. Во-первых, окружающая среда атмосферно «меблированна» различными помойными ямами, огромными свалками и локальными жителями в мешковатых балахонах. Уровнем выше это однозначно неординарная диджитал-программа экскурсии по Сакаару, шикарные гладиаторские бои.
И в заключении новые персонажи — Грандмастер (Джефф Голдблюм), владыка свалки, который наслаждается роскошной жизнью в объятиях экзотических красавиц, тусить на своем диско-корабле и жульничает на боях; Валькирия (Тесса Томпсон), лакомая на элитное пойло и подкаченных героев; а также новые комические персонажи «Глыба» и «Железяка».
А во время сцен на Асгарде зрителя охватывает меланхолия изысканной обители богов. Та-дам! Хотя и были минутные повествовательные просветления, типа намеков на сюжетную арку о движении сопротивления (да-да, тайный легион), но сценарию не до них. Поэтому он каждый раз быстро возвращал зрителя во дворец Грандмастера.
«Immigrant Song» — мощный лейтмотив фильма. А действительно, когда Земля спасена, пора возвращаться домой. Тем более как раз конец света на носу. Поэтому стоит собраться с силами и надрать зад адскому демону Суртуру — предвестнику Рагнарёка.
Наконец «Marvel» окончательно определилась с фичами и характеристиками героев: Тор весь из себя hot-hot-hot, а Халк — полуголый грубый разрушитель, Локи — здесь много фантазировать не надо, без кардинальных изменений: мошенник с временными проявлениями благородства.
По завершении кино зрителей ожидают две сцены после титров. Первая — связка с началом новых «Мстителей», а вторая — очередная острота. Чего же зря тратить добро, если его можно добавить в сцену после титров.
И запомните самое главное — никогда не верьте трейлерам «Marvel»! Обычно, студия скрывает какие-то детали в ключевых кадрах, чтобы сохранить интригу (как это было в «Первом мстителе: Вторая война», когда кушетку с «мертвым» Ником Фьюри для трейлера накрыли полотном). Но в «Торе» все еще сложнее.
Всем хорошо запомнилась сцена с трейлера, где на фоне индустриальных паров в нью-йоркском переулке Хэла уничтожила молот Тора. А вот в фильме мы ее не увидим (это не спойлер, официальный отрывок из сети). Нам покажут ее видоизмененную версию.
Прикольных сцен с Одином, который тусит перед убежищем в образе бомжа, вообще не будет. По словам режиссера нью-йоркский атмосферный сетинг почти полностью вырезали ради экономии хронометража. Однако небольшое камео Доктора Стрэнджа осталось без изменений.
Кроме того, режиссер прокомментировал, что они снимали, очень много времени снимали, а потом уже решали, какую версию сцены лучше оставить. И вдобавок трейлеры «Тора» наиболее запутанные среди других видеороликов. Некоторые сцены намеренно смонтировали или подкорректировали графикой так, чтобы максимально скрыть детали сюжета. Поэтому ожидайте неожиданности.
Стоит отметить, что хоть Тайка Вайтити вытворял все, что угодно, впрочем он сумел раскрыть канонический образ Тора из комиксов. Также режиссера вдохновили известные линейки историй про Халка. К тому же следует отдать должное и самой студии «Marvel»: дать творческую свободу режиссеру при огромном бюджете — рискованный ход для масштабных корпорации.
«Тор: Рагнарёк» — это Тор, которого мы заслужили, стильный ребрендинг назойливой скандинавской Санта-Барбары. Это идеальная модель фильма о боге грома, из которой и следовало начинать трилогию (а не тратить полбюджета на гонорар Натали Портман, а большинство хронометража — на скучную любовную линию). Лента — легкая и драйвовая, поэтому подходит для любой аудитории.