Танки Израиля, закупаемые для Цахала (армии обороны Израиля) за границей, не полностью удовлетворяли требованиям военных, их конструкция не учитывала многих специфичных особенностей ближневосточного театра военных действий. В 1970 году управление страны приняло решение о разработке своей бронетехники. В первый раз в истории управляющим технического проекта стал не инженер, а военнослужащий, генерал Таль, ветеран всех арабо-израильских конфликтов, который знал все о дилеммах, возникавших у танкистов на поле боя.

С самого начала конструкторы отталкивались от только регионального внедрения новейшей боевой машины. «Колесница» — так с иврита переводится заглавие, которое получил израильский танк «Меркава». Он был должен употребляться лишь на Ближнем Востоке, потому требования по способности его транспортировки жд либо авиационным транспортом можно было игнорировать. Это позволило прирастить вес модели, который составил, в конце концов, 65 тонн.

Вторым основным аспектом, которым оперировали еврейские танкостроители, была наибольшая безопасность экипажа. Изготовлено все, чтоб при поражении боевой машины огневыми средствами противника понизить возможность детонации боекомплекта и воспламенения горючего. Для заслуги этой цели танк «Меркава» получил сборку, отличающуюся от традиционной: его энергетическая установка перенесена с кормы вперед (и собственной массой защищает танкистов от лобового поражения бронебойными снарядами). Все имеет свою стоимость! Потому значительно усугубилась обзорность, но этот вопрос решался отчасти средствами электроники и оптики. Экипаж садится в танк и покидает его через дверь, расположенную сзади, что, снова же, уменьшает уязвимость людей в этом случае, если необходимо покинуть пылающую машину.

Танк «Меркава» имеет суровое вооружение: орудие 120–миллиметрового калибра, миномет, из которого можно вести огнь, не высовываясь из бронекорпуса, массивные пулеметы.

Уникальность этой машины в том, что она вооружена заброневым отсеком, позволяющим везти десант либо прятать в него покалеченых, подобранных на поле боя. Такое конструкторское решение не имеет аналогов в мировом танкостроении, оно усугубляет маневренные и скоростные свойства, но специфичность ближневосточного ТВД и особенный подход к вероятным боевым потерям стали предпосылкой его принятия.

С 1979 года танк «Меркава» четырежды модифицировался, и всякий раз устранялись недочеты, выявленные в процессе боевых действий. Последний вариант (Мк 4), считается более совершенным, в его конструкции использованы многие технические решения, от самых обычных и поражающих собственной оригинальностью, вроде стальных шариков на поверхности брони, активирующих преждевременную инициацию кумулятивных снарядов, до очень сложных технических устройств. К последним можно отнести аппаратуру предупреждения о захвате цели активными системами наведения противотанковых ракет и активную систему защиты «Трофи», обнаруживающую и уничтожающую ПТУРСы. Вобщем, против самых обыденных противотанковых гранатометов она бессильна.

Танк «Меркава» нельзя именовать полностью неуязвимым, таковой боевой техники вообщем не существует. Главное, чего достигнули израильские конструкторы, — при его поражении возможность смерти членов экипажа снижена так, как это было может быть.