В Старом Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Старого Рима, занимавшие это положение, воспользовались безотложными льготами в обществе, личной неприкосновенностью и получали высочайшее жалованье. В средствах массовой инфы основной упор в описании их стиля жизни ставится на обязательное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не открывает большинства её специфичных черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки — это жрицы богини Весты, происхождение культа которой пропадает в веках. Понятно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старенькыми девами.

Подразумевается, что институт весталок сделал Нума Помпилий, упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и личных сокровищ, также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Безпрерывно культ обслуживали 6 весталок, выбиравшихся по мере актуальной ротации средством жеребьёвки из 20 здоровых девченок возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и повсевременно проживавших с семьями на местности Италии.

В процессе ритуала посвящения молодая весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы потом вешались. Возраст священного дерева в Риме в эру Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После чего посвящённая весталка, одетая во всё белоснежное, получала 2-ое имя «Любовь», прибавлявшееся к её римскому имени, и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей трудности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили исключительно в 1-ый денек нового года, его затухание числилось катастрофой, схожей имперскому краху. В данном случае огнь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Потому весталки Старого Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за благоденствие империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по собственному личному усмотрению. Они обладали большими имениями, приносившими им большой доход; цари подносили им щедрые подарки. Не считая того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки — даже на уровне бытового хамства — каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки — это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение безгрешной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огнь. Весталки это понимали полностью, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было очень сердито — оно каралось погребением живьем. Но в Риме казнь весталки числилась тяжелейшим грехом, потому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сиденью, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось маленькое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молчком спускалась в тоннель, где потом и замуровывалась с однодневным припасом еды и воды.

Нужно сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний облик и манеры.

Каждодневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок совместно с храмом Весты составлял единый многофункциональный комплекс. Понятно, что он представлял собой атриум, окружённый двуэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от обычного римского дома. Но наличие большого просторного зала для праздничных приёмов гласит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были вожделенными и неотклонимыми гостями на основных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам городка впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По неким случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из их позировали архитекторам, а их готовые скульптуры устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки — это жрицы и слуги богини, потому они носили схожую одежку, которой являлись длинноватая туника белоснежного цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком облачении их нередко изображали на полотнах живописцы.

В литературе также был запечатлён преданный своим эталонам образ весталки. Верность собственному культу и народу Рима полностью раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошедшего века. Романом «Весталка» Николай Никонов обхватывал по действию практически четверть века; он первым написал книжку, касающуюся жизни жриц в лоне геройской эры. Данная книжка, написанная в 2-ух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её «мрачность» сюжета и прямолинейность повествования. Но эмблемой прошедшей милитаристической эры всё-таки стал Никонов, «Весталка» которого подняла одну из самых трагичных заморочек в истории населения земли — противоборство дамы и войны.